Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 августа 2009 г. N Ф04-4511/2009(13196-А03-43)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Алтайкрайгазсервис" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее по тексту - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 26.01.2009 по делу N 1-АД(АМ)01/09 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в сумме 500 000 руб. по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением от 26.02.2009 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 28.04.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, постановление Управления от 26.01.2009 по делу N 1-АД(АМ)01/09 признано незаконным в части назначения административного наказания, Обществу снижен размер административного наказания по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа с 500 000 руб. до 100 000 руб.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо - Управление просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
По мнению заявителя, Общество применяло и продолжает применять завышенный норматив потребления сжиженного газа и у арбитражного суда не было оснований для уменьшения размера административного штрафа.
Отзыв на кассационную жалобу от Общества к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что на основании информации, поступившей от Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае от 10.09.2008 N 2348/449/08п о завышении норматива потребления населением сжиженного газа Управление 09.10.2008 возбудило в отношении Общества дело N 71 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) и создало комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения материалов дела о нарушении Обществом антимонопольного законодательства, Управление приняло решение от 27.10.2008 N 71 о признании действий Общества, выразившихся в применении при расчетах с населением г. Бийска норматива потребления сжиженного газа в размере 6,5 кг/чел. в месяц, который превышает норматив потребления коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом, установленный решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 N 10, нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
В соответствии с вышеуказанным решением от 27.10.2008 N 71 Управление выдало Обществу предписание от 01.11.2008 N 71 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем осуществления расчетов с потребителями за использованный сжиженный газ с 01.10.2008, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по сжиженному газу, установленных решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 N 10.
С учетом ходатайства Общества о продлении срока исполнения предписания, определением Управления от 12.11.2008 N 71 Обществу продлен срок исполнения предписания до 17.11.2008.
Общество 21.11.2008 проинформировало Управление об исполнении предписания путем отмены приказа N 298 от 19.05.2007 "О нормативах потребления сжиженного газа".
На основании поступивших в декабре 2008 года обращений граждан и информации ООО "Вычислительный центр ЖКХ" Управлением установлено, что Общество при начислении платы населению по коммунальным платежам за использованный сжиженный газ продолжает применять прежний норматив потребления, равный 6 кг/чел. в месяц.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления Управлением в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 12.01.2009 N 1-АД(АМ)01/09, на основании которого руководителем Управления вынесено постановление от 26.01.2009 N 1-АД(АМ)01/09 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Общество, не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, исходя из положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, финансового положения Общества и отсутствия указаний административным органом об отягчающих обстоятельствах, а также наличия смягчающих обстоятельств, изменил оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного штрафа по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ - с 500 000 руб. до 100 000 руб.
Вышеуказанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения Седьмым арбитражным апелляционным судом.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, считает выводы судебных инстанций законными и обоснованными, исходя из обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 36 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Из частей 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ следует, что предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения.
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что предписание Управления от 01.11.2008 N 71 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не было исполнено Обществом в установленный срок - до 10.11.2008.
Более того, материалами дела подтверждается факт взимания Обществом с населения оплаты за потребление в ноябре месяце 2008 сжиженного газа, исходя из прежних нормативов - 6 и 6.5 кг/чел, что свидетельствует о неисполнении Обществом предписания антимонопольного органа от 01.11.2008 N 71.
Арбитражный суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Вместе с тем, с учетом положений частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ и исходя из характера совершенного Обществом административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, привлеченного к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, арбитражный суд снизил размер штрафа с 500 000 руб. до 100 000 руб.
Арбитражный суд считает, что суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и обстоятельств дела, которым была дана оценка в судах первой и апелляционной инстанций. Оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.02.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 28.04.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1275/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 августа 2009 г. N Ф04-4511/2009(13196-А03-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании