Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 сентября 2009 г. N Ф04-5328/2009(18976-А27-34)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 23.12.2008 N 140 "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Решением от 23.04.2009 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены частично: суд признал недействительным решение Фонда от 23.12.2008 N 140 в части взыскания страховых взносов в сумме 113 987 руб., соответствующих сумм пеней, штрафа.
Постановлением от 01.07.2009 решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения Фонда в части доначисления недоимки в сумме 1 250,40 руб., пени и штрафа в сумме 250,08 руб. В данной части принят новый судебный акт. Требования общества о признании недействительным решения Фонда в части доначисления недоимки в сумме 1250,40 руб., пени и штрафа в сумме 250,08 руб. удовлетворены; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Фонда в части доначисления недоимки в сумме 160 428 руб., общество обратилось с кассационной жалобой. По мнению общества, вывод суда о том, что открытое акционерное общество "Западно-Сибирский металлургический комбинат" должно было подтвердить санаторно-курортное лечение М.О.С., Т.Л.И., Г.С.А., Г.И.Н., Ф.А.С., Б.В.Г., К.В.М., О.В.А., А.Т.М., М.Р.Ф., Б.Г.Н. данными периодических медицинских осмотров, основан на неправильном толковании норм права, а именно статьи 17 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - Закон N 234-ФЗ), подпункта "а" пункта 2, пункта 4 Правил финансирования в 2007 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.03.2007 N 216, так как предоставление списков застрахованных, которым рекомендовано санаторно-курортное лечение по результатам периодических медицинских осмотров (далее - ПМО), относится к тем работникам, которые не прошли санаторно-курортное лечение до 01.08.2007 года, но должны пройти согласно рекомендациям ПМО до конца 2007 года. В отношении П.Е.В. общество ссылается на то, что страхователь не только не должен был, но и не мог предположить на начало 2006 года какие документы потребуются для финансирования Фондом предупредительных мер в 2006 году.
Фонд с кассационной жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва, заслушав пояснения представителя общества, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность постановления апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований общества о признании решения Фонда недействительным в части доначисления недоимки в сумме 160 428 руб.
Как следует из материалов дела, Фондом на основании решения от 25.09.2008 N 155 н/с в период с 13.10.2008 по 12.11.2008 проведена документальная выездная проверка открытого акционерного общества "Западно-Сибирский металлургический комбинат" по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.
По результатам проверки составлены: акт N 172 н/с, протокол о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя от 23.12.2008 N 172 н/с, на основании которых вынесено решение от 23.12.2008 N 140 "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Данным решением обществу доначислены страховые взносы, в том числе в сумме 160 428 руб., соответствующие пени и штраф по пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
При проверке целевого использования средств Фонда на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в части санаторно-курортного лечения установлено, что обществом в нарушение пункта 4 Правил финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.05.2006 N 390 (далее - Правила 2006 года), пункта 4 Правил финансирования в 2007 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 30.03.2007 N 216 проведено оздоровление работников, которые на момент заезда в санаторно-курортные учреждения не прошли периодический медицинский осмотр (далее - ПМО), по результатам которого им должно было быть рекомендовано санаторно-курортное лечение: П.Е.В., М.О.С., Т.Л.И., Г.С.А., Г.И.Н., Ф.А.С., Б.В.Г., К.В.М., О.В.А., А.Т.М., М.Р.Ф., Б.Г.Н.
Статьей 17 Закона N 234-ФЗ предусматривалось, что Фонд социального страхования в 2007 году будет осуществлять финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 234-ФЗ финансирование в 2007 году мероприятий, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил финансирования в 2007 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.03.2007 (далее - Правила), финансированию в 2007 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Как следует из пункта 4 Правил страхователь обращается с заявлением о финансировании предупредительных мер, к которому прилагаются:
- план финансирования в 2007 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (далее - план финансирования) с указанием суммы финансирования по форме согласно приложению к настоящим Правилам;
- план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.
Дополнительно к указанным документам страхователем представляются в случае включения в план финансирования мероприятий, предусмотренных в подпункте "а" пункта 2 настоящих Правил, - документы, подтверждающие санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, на территории Российской Федерации, списки застрахованных, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций заключительного акта медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров, а также копия лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение.
В силу пункта 5 Правил исполнительный орган Фонда принимает решение об отказе в финансировании предупредительных мер, если у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов, представлен неполный перечень документов или представленные им документы содержат недостоверную информацию.
Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат" в подтверждение права на зачет представлены в качестве рекомендаций на прохождение санаторно-курортного лечения справки лечебного учреждения, выданные лечащим врачом каждого из работников; заключительные акты медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров в Фонд не представлены; факт не прохождения работниками общества медицинских осмотров обществом не отрицается.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 Правил финансирования и подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ Фонд правомерно отказал в зачете расходов страхователя в размере 147 059 руб. (М.О.С., Т.Л.И., Г.С.А., Г.И.Н., Ф.А.С., Б.В.Г., К.В.М., О.В.А., А.Т.М., М.Р.Ф., В.Г.Н.).
Поскольку санаторно-курортное лечение названные работники прошли в 2007 году, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался Правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.03.2007 N 216, так как они определяют порядок и условия финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в 2007 году.
Также, суд апелляционной инстанции правомерно признал обоснованными доводы фонда, что П.Е.В. (расходы в сумме 13 369 руб.) в 2006 году направлена на санаторно-курортное лечение с нарушением требований к оформлению документов, необходимых для оправдания производственных расходов за счет средств Фонда, поскольку выводы о необходимости получения данным работником санаторно-курортного лечения не основаны на данных периодических медицинских осмотров; представленный обществом заключительный акт от 30.10.2006 не содержит в себе рекомендации санаторно-курортного лечения П.Е.В.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, что недопустимо в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 01.07.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2074/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 сентября 2009 г. N Ф04-5328/2009(18976-А27-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании