Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 сентября 2009 г. N Ф04-5291/2009(18859-А27-43)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Новосибирский инструмент" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее по тексту - КУГИ Кемеровской области, Комитет) об отказе в предоставлении в аренду земельного участка под строительство магазина оптово-розничной торговли инструментом, оформленного письмом N 7-6-09/1931 от 20.09.2008 и обязании КУГИ Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, предоставить в аренду из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 42:24:02011003:0167, расположенный в г. Кемерово, ул. Тухачевского, 44.
Заявленные требования мотивированы заявителем тем, что главой г. Кемерово по заявлению Общества 28.12.2004 принято распоряжение N 4436 о предварительном согласовании места размещения магазина оптово- розничной торговли на земельном участке 574,87 кв. м северо-западнее газонаполнительной станции ОАО "Кузбассгазификация" по ул. Тухачевского Ленинского района г. Кемерово. Данным распоряжением утвержден акт выбора площадки под застройку, а также указано на утверждение проекта границ земельного участка, который на момент издания вышеуказанного распоряжения отсутствовал и о необходимости выполнения проекта границ стало известно заявителю только при получении архитектурно-планировочного задания на разработку рабочего проекта магазина оптово-розничной торговли инструментами. 26.09.2007 распоряжением Главы г. Кемерово N 4225 был утвержден проект границ земельного участка площадью 574,87 кв. м по адресу: ул. Тухачевского, 44, Ленинского района.
По мнению заявителя, именно с указанной даты принятого распоряжения следует исчислять срок для получения решения о предоставлении в аренду земельного участка, поскольку во исполнение вышеуказанного распоряжения Обществом получено землеустроительное дело, земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 42:24:020110003:0167. Вместе с тем, КУГИ Кемеровской области в нарушение положений статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации отказало в удовлетворении заявления о предоставлении в аренду земельного участка по указанному адресу.
Решением от 16.03.2009 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ж.Г.С.) Обществу было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из распоряжения администрации г. Кемерово от 28.12.2004 N 4436, которым утверждены акт выбора земельного участка и проект границ земельного участка.
К моменту обращения Общества 11.01.2008 с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка трехлетний срок действия вышеуказанного распоряжения администрации г. Кемерово пропущен и заявителем не указаны и представлены доказательства, указывающие на объективные причины, препятствующие выполнению обязанностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).
Постановлением от 27.05.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований Общества о признании незаконным решения КУГИ Кемеровской области об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. Кемерово по ул. Тухачевского, 44 под строительство магазина оптово-розничной торговли инструментом, оформленное письмом от 22.09.2008 N 7-6-09/1931 и принят новый судебный акт, которым требования Общества в указанной части удовлетворены.
Решение КУГИ Кемеровской области об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. Кемерово по ул. Тухачевского, 44 под строительство магазина оптово-розничной торговли инструментом, оформленное письмом N 7-6-09/1931 от 20.09.2008 признано незаконным. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КУГИ Кемеровской области просит отменить постановление арбитражного суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение от 16.03.2009 Арбитражного суда Кемеровской области, указывая на неправильное толкование судом апелляционной инстанции закона и применение судом нормы материального права, не подлежащий применению.
По мнению заявителя кассационной жалобы, пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности исключительно для жилищного строительства без проведения торгов.
По мнению заявителя кассационной жалобы, на основании пункта 8 статьи 31, пунктов 1, 2 статьи 32 ЗК РФ у КУГИ Кемеровской области отсутствовали правовые основании для принятия решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства магазина оптово-розничной торговли без проведения торгов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения обжалуемый по делу судебный акт, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, на основании заявления Общества о предоставлении земельного участка под строительство магазина оптово-розничной торговли инструментом распоряжением администрации г. Кемерово N 4436 от 28.12.2004 принято решение о предварительном согласовании места размещения магазина оптово-розничной торговли инструментом на земельном участке площадью 574,87 кв.м. северо-западнее газонаполнительной станции ОАО "Кузбассгазификация" по ул. Тухачевского Ленинского района, утвержден акт выбора и проект границ земельного участка для проектирования объекта.
Общество 11.01.2008 обратилось в КУГИ Кемеровской области с заявлением о предоставлении земельного участка для капитального строительства, цель использования земельного участка - строительство магазина оптово-розничной продажи инструментов.
КУГИ Кемеровской области письмом от 22.09.2008 N 7-6-09/1931 отказало в предоставлении земельного участка для строительства магазина оптово-розничной торговли в связи с тем, что срок действия распоряжения Главы города от 28.12.2004 N 4486 "О предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Новосибирский инструмент" по ул. Тухачевского и утверждении акта выбора площадки" истек. Кроме того, в отказе указано, что предоставление земельного участка для проектирования земельным законодательством не предусмотрено, хотя на момент принятия распоряжения проект границ земельного участка изготовлен не был.
Дополнительным основанием для отказа в предоставлении заявителю земельного участка КУГИ Кемеровской области в ответе ссылается на то обстоятельство, что к заявлению не были приложены кадастровые паспорта земельного участка.
Кроме того, в вышеуказанном письме КУГИ Кемеровской области указало на возможность предоставления земельного участка только путем проведения торгов в соответствии со статьей 30 ЗК РФ.
Считая отказ Комитета незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его не соответствующим действующему законодательству.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, арбитражный суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ КУГИ Кемеровской области нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не соответствует действующему законодательству.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, исходя из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5-8 статьи 31 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Пунктами 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.10.2004 N 123-Ф3) предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2).
Судом апелляционной инстанции дана правовая оценка пунктам 1.2.2, 4.2.8, 4.2.9, 4.3.1 - 4.3.5 Положения "О приобретении и прекращении прав на земельные участки города Кемерово", утвержденного постановлением администрации г. Кемерово от 19.03.2003 N 23, действующего на момент принятия администрацией г. Кемерово распоряжения от 28.12.2004 N 4436, которыми установлен порядок предоставления земельных участков на праве аренды для проектирования, строительства, эксплуатации объектов недвижимости, размещения временных сооружений и для целей, не связанных со строительством.
При положительном согласовании акта выбора земельного участка управление архитектуры и градостроительства на основании представленного проекта границ земельного участка готовит проект распоряжения Главы города о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка (пункт 4.2.8).
На основании распоряжения Главы города о предварительном согласовании места размещения объекта и по заявлению лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, комитет по управлению муниципальным имуществом в недельный срок со дня его утверждения готовит проект договора аренды земельного участка для проектирования и направляет его заявителю с предложением о заключении (пункт 4.2.9)
Договором аренды земельного участка для проектирования подтверждается право арендатора на проведение в течение всего срока аренды проектно - изыскательских работ на данном земельном участке и гарантируется предоставление данного земельного участка для строительства по их окончании, при выполнении арендатором всех условий, предусмотренных договором и актом выбора земельного участка для строительства.
Вместе с договором аренды земельного участка арендатору выдается копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка (пункт 4.2.9).
По окончании проектно-изыскательских работ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в управление архитектуры и градостроительства с заявлением о согласовании проектной документации и об установлении границ земельного участка на местности (пункт 4.3.1).
Управление архитектуры и градостроительства согласовывает проектную документацию и проект границ земельного участка, при условии соблюдения архитектурных требований и ограничений к разрешенному использованию земельного участка, установленных при оформлении акта выбора земельного участка под строительство, и обеспечивает за счет заявителя установление границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета (пункт 4.3.2).
После утверждения акта об установлении границ земельного участка на местности управление архитектуры и градостроительства направляет его в комитет по земельным ресурсам и землеустройству для прохождения государственного кадастрового учета земельного участка и выдачи кадастровой карты (плана) земельного участка (пункт 4.3.3).
Из вышеизложенного следует, что исходя из действующего на момент принятия распоряжения администрацией г. Кемерово от 28.12.2004 N 4436 земельного законодательства, и вышеуказанного Положения "О приобретении и прекращении прав на земельные участки города Кемерово", уполномоченные органы нарушили порядок рассмотрения заявления Общества о предоставлении земельного участка для строительства магазина оптово-розничной торговли инструментом по адресу: ул. Тухачевского, 44, что свидетельствует об отсутствии вины заявителя в пропуске указанного в письме КУГИ Кемеровской области от 22.09.2008 срока, предусмотренного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ.
Более того, срок, предусмотренный пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ для принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство (в аренду) не являлся пресекательным, поскольку действующие на момент принятия распоряжения от 28.12.2004 N 4436 нормы земельного законодательства и Положение "О приобретении и прекращении прав на земельные участки г. Кемерово" не содержали оговорок о невозможности его восстановления и (или) продления.
Кроме того, ЗК РФ не предусматривает возможности отказа в предоставлении земельного участка под строительство в случае прохождения лицом, заинтересованным в получении такого земельного участка, процедуры предварительного согласования места размещения объекта и представления в уполномоченный орган кадастровой карты (плана) земельного участка.
Судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка действующих, не обжалованных в установленном порядке и неотмененных распоряжений администрации от 26.09.2007 N 4225, от 28.12.2004 N 4436, которые приняты уполномоченными на то органами в порядке статьи 31 ЗК РФ и которые в совокупности свидетельствуют о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что Обществом выполнены все требования, предусмотренные статьей 31 вышеназванного Кодекса о порядке выбора земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что на момент принятия КУГИ Кемеровской области отказа от 22.09.2008 в предоставлении Обществу земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, площадью 574,87 кв. м по адресу: ул. Тухачевского, 44, Общество имело в наличии кадастровый паспорт данного земельного участка от 21.03.2008.
При таких обстоятельствах, обоснованными являются выводы суда апелляционной инстанции о том, что неправомерным является ссылка КУГИ Кемеровской области, изложенная в письме от 22.09.20008 о предоставлении земельного участка с торгов.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанций обоснованно удовлетворил требования Общества в части признании незаконным решения КУГИ Кемеровской области об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. Кемерово по ул. Тухачевского, 44 под строительство магазина оптово-розничной торговли инструментом, оформленное письмом N 7-6-09/1931 от 20.09.2008, поскольку данный отказ КУГИ Кемеровской области нарушает права Общества на получение земельного участка в установленном законом порядке.
Судом апелляционной инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку доказательств и установленных арбитражным судом апелляционной инстанции обстоятельств дела на основании исследованных доказательств.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется оснований для их переоценки.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 27.05.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-313/2009-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 сентября 2009 г. N Ф04-5291/2009(18859-А27-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании