Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 августа 2009 г. N Ф04-5104/2009(13239-А46-14)
(извлечение)
Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 8" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании недействительным решения от 08.12.2008 г. N 5330 о взыскании с заявителя пеней, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 27.10.2008 г. в сумме 20.945,71 руб., из которых 19.609,85 руб. - на страховую часть трудовой пенсии и 1.344,86 руб. - на накопительную часть трудовой пенсии.
Определением от 29.04.2009 г. Арбитражного суда Омской области в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица привлечена инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - налоговый орган, инспекция).
Решение от 28.05.2009 г. Арбитражного суда Омской области по заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства законность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение от 28.05.2009 г. Арбитражного суда Омской области и принять по делу новый судебный акт о взыскании с Учреждения пеней.
Управление Пенсионного фонда полагает, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, что повлекло за собой вынесение неверного решения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, исходя из представленной налоговой инспекцией Управлению Пенсионного фонда информации о сумме пеней за просрочку уплаты страховых взносов, сумма пеней составила 19.609,85 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 1.344,86 руб. на накопительную часть; в связи с изложенным заявителю было направлено N 9905 с предложением погасить задолженность в добровольном порядке и уплатить начисленные в связи с просрочкой уплаты страховых взносов пени; поскольку добровольно требование N 9905 исполнено не было, Управлением Пенсионного фонда было принято решение от 08.12.2008 г. N 5330 о взыскании пеней в сумме 20.945,71 руб.
Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок и сроки уплаты страховых взносов предусмотрены статьями 23 и 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно статье 26 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством РФ, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в также ссылка на положение закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
В силу пункта 5 указанной нормы права в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что требование N 9905 по состоянию на 10.11.2008 года не содержит указания на период возникновения недоимки, сумму, на которую начислены пени, дату, с которой начинают исчисляться пени, ставку пеней и период, за который они начислены, в связи с чем суд пришел к выводу о невозможности определить правильность и обоснованность начисления пеней; из пояснений Управления следует, что информация, поступившая от налогового органа, не содержала указания на период исчисления суммы пеней, расчет пеней отсутствовал.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что судом неоднократно было предложено налоговому органу представить письменные пояснения относительно того, за какой период несвоевременной оплаты задолженности начислены пени, переданные Управлению Пенсионного фонда по "Списку страхователей, имеющих задолженность на 10.11.2008 г. за 2 квартал 2008 года", однако указанные сведения налоговым органом не представлены, в связи с чем проверить правильность исчисления пеней не представляется возможным.
Таким образом, суд первой инстанции принял меры к полному выяснению обстоятельств и, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, пришел к правильному выводу о признании недействительным решения от 08.12.2008 г. N 5330.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных арбитражным судом, что не соответствует требованиям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.05.2009 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-5974/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 указанной нормы права в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 августа 2009 г. N Ф04-5104/2009(13239-А46-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании