Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 сентября 2009 г. N Ф04-1889/2009(20236-А03-6)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж", г. Барнаул, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления лесами Алтайского края администрации Алтайского края, г. Барнаул, (далее - Управление) от 03.09.2008 N 03-26-27 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Решением арбитражного суда от 27.11.2008 (судья Б.А.П.) заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.03.2009 (судьи Б.В.П., А.О.И., М.И.В.) решение арбитражного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в этот же арбитражный суд в ином составе. Арбитражный суд кассационной инстанции указал на необходимость установить по делу все существенные обстоятельства, дать им оценку и рассмотреть спор по существу в соответствии с действующим законодательством. В том числе арбитражный суд кассационной инстанции указал на необходимость выяснить, имеется ли у Общества технологическая карта разработки лесосеки, расположенной в квартале N 94, выделах N 5, 6, 35, делянки N 1 Обского участкового лесничества, по лесорубочному билету от 29.01.2008 N 29, исследовать ее на предмет, какие установлены сроки проведения работ по заготовке древесины, площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики, имеющие отношение к настоящему предмету спора; дать оценку действиям Общества в совокупности с технологической картой разработки лесосеки, расположенной в квартале N 94, выделах N 5, 6, 35, делянки N 1 Обского участкового лесничества, по лесорубочному билету от 29.01.2008 N 29, и Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 N 184.
При новом рассмотрении дела решением арбитражного суда от 22.06.2009 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшееся по делу решение и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Общество на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 20.06.2008 N 167 Управлением проведена плановая проверка соблюдения Обществом требований лесного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки было установлено: очистка лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой не производится; оставлены завалы в виде срубленных и нестрелеванных деревьев; размещение погрузочной площадки не соответствует технологической карте; поврежден травяной и почвенный покровы за пределами лесосеки, в месте расположения указанной погрузочной площадки; на лесосеке оставлено 4 срубленных зависших дерева; спилено 1 сырорастущее дерево породы сосна диаметром 24 см, не назначенное в рубку (визирное дерево); на большинстве пней срубленных деревьев уничтожены клейма в связи с низким спиливанием деревьев; в материалах отвода отсутствует ведомость учета подроста и молодняка.
По результатам проверки Управлением составлены акт проверки от 24.07.2008, акт проверки от 25.07.2008 N 03-27-51, протокол об административном правонарушении от 19.08.2008 N 03-26-27 и вынесено постановление от 03.09.2008 N 03-26-27 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужило нарушение им подпунктов "б", "д", "е", "ж" пункта 8, пунктов 26, 27, 52, 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 N 184.
Общество, не согласившись с постановлением Управления от 03.09.2008 N 03-26-27, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований, принял законное и обоснованное решение, исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.
В соответствии с подпунктами "б", "д", "е", "ж" пункта 8 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 N 184, (далее - Правила) при заготовке древесины не допускается, в том числе повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, оставление завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях, рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации.
Из пункта 26 Правил следует, что при отводе и таксации лесосек проводится учет жизнеспособного подроста и молодняка ценных пород.
Пунктом 27 Правил предусмотрено, что к плану лесосеки прилагаются ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку, ведомости учета подроста, молодняка и источников обсеменения.
Согласно пункту 52 Правил организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.
Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.
При этом пунктом 61 Правил предусмотрено, что очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество осуществляло деятельность по заготовке древесины на основании договоров аренды участков лесного фонда от 27.12.2006 N 1/2006 и от 29.12.2006 N 2/2006. В июле 2008 года Общество выполняло работы по заготовке и вывозке древесины в квартале N 94, выделах N 5, 6, 35, делянки N 1 Обского участкового лесничества, по лесорубочному билету от 29.01.2008 N 29.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении.
Во исполнение указаний арбитражного суда кассационной инстанции, изложенных в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.03.2009, в соответствии со статьей 71, абзацем 2 пункта 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд исследовал протокол об административном правонарушении от 19.08.2008 N 03-26-27, акт проверки от 24.07.2008, фототаблицы, лесорубочный билет от 29.01.2008 N 29, технологическую карту разработки лесосеки, доводы Управления и Общества, приведенные в обоснование своих возражений, в совокупности с положениями подпунктов "б", "д", "е", "ж" пункта 8, пунктов 26, 52, 61 Правил, установил, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражным судом установлено, что на чертежах лесосеки, приложенных к лесорубочному билету, не нанесены участки, на которых должен быть сохранен подрост, в лесорубочном билете от 29.01.2008 N 29 не заполнена графа "Обеспечить сохранение подроста", где указывается площадь, на которой должен быть сохранен подрост, и количество подроста согласно проведенному при отводе лесосек учету. При составлении материалов отвода заявителем не проведен учет подроста и молодняка (при его наличии), не составлена ведомость, не нанесены на чертежах участки, на которых должен быть сохранен подрост, а также не представлены все материалы отвода в отдел обеспечения полномочий в области лесных отношений по Боровлянскому лесничеству для заполнения лесорубочного билета.
Арбитражный суд правомерно отклонил доводы Общества о том, что форма ведомости учета подроста и молодняка не утверждена, поскольку для учета подроста и молодняка может быть использована форма Перечетной ведомости естественного возобновления, рекомендованная Указанием по проектированию и технической приемке работ по лесовосстановлению и выращиванию посадочного материала первого заместителя Рослесхоза от 01.08.1997.
Из акта проверки от 25.07.2008 N 03-27-51 и технологической карты, следует, что погрузочная площадка размещена за пределами лесосеки. При трелевке и погрузке заготовленной древесины был поврежден растительный покров и почва за пределами лесосеки. В судебном заседании представители Общества данный факт не оспаривали и указали, что для погрузочной площадки была использована площадка за пределами лесосеки, исходя из удобства работы. Ранее эта площадка была использована для тех же целей другой организацией.
Арбитражный суд, исходя из правового анализа положений Правил, обоснованно указал, что очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины. Временного разрыва между заготовкой древесины и очисткой лесосеки настоящие Правила не предусматривают. Правила не содержат никаких исключений из требований недопустимости оставления завалов и срубленных деревьев в зависимости от стадии разработки лесосеки.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, наличие на лесосеке не отведенного в рубку сырорастущего дерева породы сосна диаметром 24 см, а также факт уничтожения клейм на пнях срубленных деревьев.
Доводы кассационной жалобы Общества в целом направлены на переоценку доказательств, которые были предметом исследования арбитражного суда и им дана правильная оценка.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по переоценке доводов и доказательств, которые были предметом исследования и оценки арбитражного суда первой инстанции.
Общество в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела бесспорные доказательства, опровергающие доводы и доказательства Управления, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов об административном правонарушении арбитражным судом не установлено.
Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.06.2009 по делу N А03-10731/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 сентября 2009 г. N Ф04-1889/2009(20236-А03-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании