Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 сентября 2009 г. N Ф04-5656/2009(19869-А70-29)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Тихон" (далее по тексту - ООО "Тихон") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействующим постановления главы администрации города Тюмени N 9 от 27.01.2009 "О внесении изменений в проект красных линий в границах транспортной развязки по ул. Мельникайте - ул. Ставропольская г. Тюмени" (далее по тексту постановление N 9), поскольку новый вариант проекта планировки не прошёл надлежащую процедуру подготовки документации, публичных слушаний и официального опубликования, закреплённую в статьях 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (в редакции от 30.12.2008) (далее по тексту - Закон N 190-ФЗ).
По мнению ООО "Тихон" нарушение принадлежащих ему прав выразилось в отсутствие фактической возможности использовать арендованный им земельный участок с кадастровым номером 72:23:04 30 001:0193, площадью 5 629 кв.м., расположенного по адресу ул. Широтная - ул. Мельникайте г. Тюмени под строительство объекта недвижимого имущества. Вышеизложенное явилось следствием того, что установленные обжалуемым нормативным правовым актом новые красные линии проходят по территории арендованного им земельного участка. Запрет на осуществление строительства вне пределов красных линий предполагает невозможность возведения объекта в соответствии эскизным проектом, согласованным до принятия оспариваемого нормативного правового акта с Департаментом градостроительной политики.
Также ООО "Тихон" ссылается на нарушение прав общества с ограниченной ответственностью "Фирма СКиП" (далее по тексту - ООО "Фирма СКиП") предоставленных последнему по инвестиционному договору N 1 от 18.08.2008 на строительство объекта недвижимости на спорном земельном участке.
Решением от 15.07.2009 ООО "Тихон" отказано в удовлетворении заявленных требований. Постановление N 9 от 27.01.2009 признано соответствующим требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе ООО "Тихон" просит отменить принятое 15.07.2009 Арбитражным судом Тюменской области по делу решение.
Администрация г. Тюмени в предоставленном отзыве просит кассационную жалобу ООО "Тихон" оставить без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение Арбитражным судом Тюменской области при принятии решения норм материального и процессуального права.
Возражения на доводы ООО "Тихон", изложенные в отзыве, поддержаны представителем администрации г. Тюмени в судебном заседании.
Участвующее в деле в качестве третьего лица общество с ограниченной ответственностью "Фирма СКиП" (далее по тексту ООО "Фирма СКиП") отзыв на кассационную жалобу ООО "Тихон" не предоставил.
Представитель ООО "Фирма СКиП" в судебном заседании просил кассационную жалобу ООО "Тихон" удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы ООО "Тихон", изложенные в кассационной жалобы, и возражения администрации города Тюмени на них, закреплённые в отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, и проверив правильность применения Арбитражным судом Тюменской области при принятии решения норм материального и процессуального права, считает его подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что главой администрации города Тюмени Е.В. К. 27.01.2009 принято решение о внесении изменений в Проект красных линий, утверждённых постановлением Главы города Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении Проекта красных линий г. Тюмени", в границах транспортной развязки по ул. Мельникайте - ул. Ставропольская в г. Тюмени, которое изложено в постановлении N 9.
Из содержания постановления N 9 следует, что изменения внесены в соответствии с генеральным планом городского округа город Тюмень, утверждённым решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9, статьёй 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Временными правилами градорегулирования и застройки города Тюмени, утверждёнными решением Тюменской городской Думы от 28.02.2006 N 319, статьёй 58 Устава города Тюмени.
ООО "Тихон" полагая, что вышеуказанный нормативный правовой акт принят с нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и тем самым нарушает его права, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением.
Арбитражный суд исходя из требований пунктов 4.4, 4.6 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утверждённой постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, пункта 3.3 Временных правил градорегурирования и застройки г. Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской думы от 28.02.2006 N 319 (далее по тексту - Временные правила) и пункта 5 статьи 41 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утверждённых решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154, пришёл к выводу о том, что существующее законодательство не устанавливает требований к проведению публичных слушаний по внесению изменений в уже утверждённый проект красных линий, как составной части проекта планировки территории, предусмотренной части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, довод ООО "Тихон" о том, что изменение проекта красных линий возможно только после соответствующих изменений проекта планировки территории, связанных с изданием оспариваемого нормативного правового акта, признан необоснованным.
Арбитражным судом довод ООО "Тихон" о несоблюдении требования об опубликовании обжалуемого нормативного правового акта отклонён, в связи с его неподтверждённостью.
Арбитражный суд пришёл к выводу о том, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы ООО "Тихон" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку изложенные в нём нормы не являются основанием для прекращения права аренды у заявителя и не влекут к невозможности возведения объекта недвижимости при прохождении надлежащих подготовительных процедур и получении соответствующего разрешения на строительство.
Согласно пунктов 3.1, 3.3 Временных правил, действующих на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, при разработке проектов и осуществлении любого вида строительства на территории города необходимо строго соблюдать красные линии. Корректировка красных линий допускается в исключительных случаях и оформляется постановлением главы Администрации города Тюмени. Из мотивировочной части решения следует, что арбитражный суд, признавая законным постановление N 9, не привёл доказательства, которые бы подтвердили необходимость внесения корректировки в существующие красные линии.
Установление данного обстоятельства имеет существенное значение для правильного разрешения спора.
Для установления обстоятельств нарушения или соблюдения порядка принятия постановления о корректировке красных линий необходимо арбитражному суду проверить были ли опубликованы красные линии, утвержденные постановлением главы города Тюмени от 05.07.1995 N 13 и установить на основании чего возникла необходимость корректировки красных линий.
При оценке доводов заявителя относительно нарушения принадлежащих ему прав необходимо учесть запрет, закреплённый в пункте 3.2 Временных правил, на строительство вне пределов красных линий.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.07.2009 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3090/09 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 сентября 2009 г. N Ф04-5656/2009(19869-А70-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании