Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 июня 2006 г. N Ф04-3978/2006(23846-А27-40)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - Инспекция) о признании незаконными действий налогового органа по отказу в применении Обществом упрощенной системы налогообложения.
Решением от 18.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.03.2006, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение. Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыва.
Судом и материалами дела установлено следующее.
Открытое акционерное общество "Меркурий" с 01.01.2003 применяло упрощенную систему налогообложения.
Свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 08.06.2005 было завершено оформление реорганизации в форме преобразования открытого акционерного общества "Меркурий" в общество с ограниченной ответственностью "Меркурий".
22.06.2005 Общество, являющееся правопреемником открытого акционерного общества "Меркурий", обратилось в Инспекцию с заявлением о продлении порядка применения упрощенной системы налогообложения с 08.06.2005, то есть со дня регистрации Общества.
Уведомлением от 11.07.2005 N 613 Инспекция известила Общество о невозможности применения с 08.06.2005 упрощенной системы налогообложения вследствие нарушения срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения на основании пункта 2 статьи 346 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Общество, считая, что указанные действия Инспекции нарушают его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, оспорило их в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Кассационная инстанция считает, что удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемые действия Инспекции препятствует реализации законных прав налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения.
Пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ установлено, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
Согласно статье 346.13. НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела, основанием для направления Обществу уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения послужил тот факт, что заявление о переходе на данный вид налогового режима подано 22.06.2005. а регистрация нового юридического лица и постановка на налоговый учет произведены 08.06.2005, то есть Обществом нарушены требования статьи 346.13 НК РФ о том, что заявление подается одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет Указанному обстоятельству дана надлежащая оценка судом первой и апелляционной инстанций, который указал, что в силу пункта 3 статьи 83 НК РФ с 01 01 2004 постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика - организации осуществляется самим налоговым органом на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, то есть обязанность юридических лиц непосредственно обращаться в налоговый орган с заявлением о постановке на налоговый учет отменена. Кассационная инстанция считает правомерными выводы суда о необходимости применения в рассматриваемом случае положений части 7 статьи 3 НК РФ, в связи с коллизией нормы части 3 статьи 83 НК РФ и нормы части 2 статьи 346.13 НК РФ.
Следовательно, Общество не может быть лишено возможности избрания вида налогового режима только по формальной причине несовпадения во времени обращения с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения и подачей заявления о государственной регистрации, которое в целях применения статьи 346.13 НК РФ фактически приравнено Инспекцией к заявлению о постановке на налоговый учет.
Кассационная инстанция считает, что суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, и с учетом положений статей 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 50 НК РФ, пришел к выводу, что факт подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в разумный срок после государственной регистрации преобразованного Общества (и соответственно постановки на налоговый учет), не может повлечь для заявителя последствие в виде отказа в применении избранного налогоплательщиком режима налогообложения.
Выводы арбитражного суда относительно обоснованности предъявленных Обществом судебных расходов, с учетом оценки разумности их пределов, являются правильными, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При указанных обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой основаны на ошибочном толковании норм права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287. статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.01 2006 и постановление апелляционной инстанции от 16.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-43855/2005-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2006 г. N Ф04-3978/2006(23846-А27-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании