Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 июня 2004 г. N Ф04/3503-1120/А45-2004
(извлечение)
Закрытое акционерное общество Региональный акционерный коммерческий банк "Новосибирсквнешторгбанк" (далее - ЗАО КРАБ "Новосибирсквнешторгбанк") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (частично измененным в порядке ст.49 АПК) о признании недействительными решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Новосибирска (далее - Инспекция МНС) от 24.12.2002 N 1371 (в редакции изменений от 26.03.2003 N 2084 и от 01.04.2003 N 2376), и признания незаконными действий должностных лиц Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области (далее - Управление МНС) в части отказа в удовлетворении его жалобы от 06.02.2003 N 77-18/398 о признании незаконным решения Инспекции МНС от 24.12.2002 N 1371 о взыскании с банка 521, 8 руб. штрафа по налогу на прибыль, 75 791, 37 руб. штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, 66 849, 87 руб. штрафа по единому социальному налогу (далее - ЕСН); 2 609 руб. недоплаченного налога на прибыль, 378 956, 8 руб. - сборов во внебюджетные фонды, 387 197, 48 руб. - ЕСН; пени по налогу на прибыль в сумме 1 331, 54 руб., пени во внебюджетные фонды - 268 521, 29 руб., по ЕСН - 77 759, 83 руб.; считает, что суммы излишне уплаченного налога и дополнительных платежей за 2000 год составляет 89 224 руб. и 5 576 руб. соответственно, а не 78 399 руб. и 4 900 руб., как указано в решении N 1371.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.12.2003 оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.03.2004 заявленные ЗАО КРАБ "Новосибирсквнешторгбанк" требования удовлетворены частично. Признаны недействительными:
1) решение инспекции МЫС от 24.12.2002 N 1371 (в редакции изменений от 26.03.2003 N 2084 и от 01.04.2003 N 2376) в части:
взыскания штрафов по п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ по взносам в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФ) в сумме 65 595, 02 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) в сумме 338,53 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) в сумме 5 754, 98 руб., по взносам в Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС) в сумме 1 563, 86 руб., по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ (далее - ГФЗН) в сумме 2 538, 97 руб., по ЕСН в сумме 66 849, 87 руб.;
- взыскания взносов в ПФ в сумме 327 975, 08 руб. и 192 104, 77 руб. пени, в ФФОМС в сумме 28 774,9 руб. и 3 605, 12 руб. пени, в ТФОМС в сумме 1692, 64 руб. и 61 289 руб. пени, в ФСС в сумме .7 819, 34 руб. и 4 282, 97 руб. пени, в ГФЗН в сумме 12 694, 84 руб. и 7 239, 21 руб. пени, 387 197, 48 руб. ЕСН и 77 759, 83 руб. пени по нему;
2) действия должностных лиц Управления МНС об отказе в признании незаконным решения от 24.12.2002 N 1371 Инспекции МНС в указанной выше части.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда, изложенных в судебных актах, просит решение и постановление суда в части удовлетворения требований заявителя отменить и принять новое решение об отказе ЗАО КРАБ "Новосибирсквнешторгбанк" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в кассационной жалобе. В судебном заседании представитель Инспекции МНС поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО КРАБ "Новосибирсквнешторгбанк" не соглашается с доводами кассационной жалобы Инспекции МНС, считая их несостоятельными, а решение суда - законным и обоснованным. Просит вынесенный по делу судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции МНС.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС проведена выездная налоговая проверка ЗАО КРАБ "Новосибирсквнешторгбанк" за период с 01.01.1999 по 31.12.2001, по результатам которой составлен акт и принято решение от 24.12.2002 N 1371 (в редакции изменений от 26.03.2003 N 2084 и от 01.04.2003 N 2376) о привлечении ЗАО КРАБ "Новосибирсквнешторгбанк" к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафов: по налогу на прибыль в сумме 521, 8 руб., по взносам в ПФ в сумме65 595, 02 руб., по взносам в ФФОМС и ТФОМС - 338, 53 руб. и 5 754, 98 руб. соответственно, по взносам в ФСС в сумме 1 563, 86 руб., в ГФЗН - 2 538, 97 руб., по ЕСН в сумме 66 849, 87 руб.
Кроме того, заявителю предложено уплатить доначисленные: налог на прибыль в сумме 2 609 руб. и 1 331, 54 руб. пени по нему, взносы в ПФ в сумме 327 975, 08 руб. и 192 104, 77 руб. пени, в ФФОМС в сумме 28 774,9 руб. и 3 605, 12 руб. пени, в ТФОМС в сумме 1692, 64 руб. и 61 289 руб. пени, в ФСС в сумме 7 819, 34 руб. и 4 282, 97 руб. пени, в ГФЗН в сумме 12 694, 84 руб. и 7 239, 21 руб. пени, 387 197, 48 руб. ЕСН и 77 759, 83 руб. пени по нему.
Данным решением также уменьшены на исчисленные в завышенных размерах суммы налога на прибыль за 2000 год на 78 399 руб., дополнительных платежей за 2000 год на сумму 4 900 руб.
Решением Управления МНС от 14.03.2003 N ВК-02-16.2/5289 ЗАО КРАБ "Новосибирсквнешторгбанк" отказано в признании незаконным решения Инспекции МНС от 24.12.2002 N 1371 в указанной выше части.
Полагая, что решение и действия налоговых органов не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика. ЗАО КРАБ "Новосибирсквнешторгбанк" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их частично недействительными.
Удовлетворяя требования ЗАО КРАБ "Новосибирсквнешторгбанк" частично, Арбитражный суд Новосибирской области принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, основанием доначисления заявителю ЕСН, начисления пени по нему и штрафа явилось то, что при расчете налоговой базы за 2001 год заявителем не учитывалась материальная выгода, полученная сотрудниками банка или членами их семьи от оплаты питания, отдыха, обучения, услуг по охране, подарков.
В соответствии со ст.236 НК (в редакции, действующей в проверяемый период) объектом налогообложения для исчисления ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.
Налоговая база по ЕСН на основании п.1 ст.237 НК определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п.1 ст.236, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. Кроме того, в абз.2 п.1 ст.237 НК установлено, что при определении налоговой базы должны учитываться любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238 НК), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды. В силу п.4 этой же статьи к материальной выгоде относится материальная выгода от оплаты работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника и т.п.
В тоже время, согласно п.3 ст.236 НК выплаты, указанные в п.п. 1 и 2 данной статьи, не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций. Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается Инспекцией МНС, что выплаты в виде материальной выгода производились банком за счет чистой прибыли организации. Соответственно, ЗАО КРАБ "Новосибирсквнешторгбанк" правомерно не включило в налоговую базу по ЕСН суммы указанных выплат.
Согласно решению Инспекции МНС N 1371 основанием доначисления заявителю взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, начисления пени и штрафов явилось неправомерное, по мнению налогового органа, неначисление указанных взносов на выплаты единовременного и социального характера в виде материальной помощи по личным заявлениям работников, подарков, приобретения банком для работников путевок на лечение и отдых, оплату услуг организациям и учреждениям здравоохранения, а также на вознаграждения, выплаченные членам Совета банка и ревизору.
Согласно положениям Федеральных законов "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ..." на 1999-2000 г.г. тарифы страховых взносов во все внебюджетные фонды установлены для работодателей-организаций в процентном отношении от выплат, начисленных в пользу работников.
В соответствии со ст.100 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в ПФ.
В абз.4 ст.17 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" и п.8 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов на ОМС, утвержденной постановлением Совета Министров РФ от 11.10.1993 N 1018 установлено, что страховые взносы в Фонды ОМС начисляются в процентах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в денежной и натуральной формах, в т.ч. по договора подряда и поручения, из которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются отчисления на государственное социальное страхование.
Статьей 30 ФЗ от 20.04.1996 N 36 "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения РФ" пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума или среднему заработку, в который в силу Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 включаются только выплаты, связанные с выполнение работы, условиями труда и предусмотренные положениями об оплате труда.
Основанием для исчисления страховых взносов в ФСС также являются выплаты, начисленные за определенный трудовой результат. Тарифы страховых взносов установлены для работодателей на выплаты, начисленные работникам. Соответственно, выплаты, не включенные в фонд оплаты труда сотрудников банка, как правильно отметил суд, не облагаются взносами в ФСС.
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ, определяются Правительством РФ. В спорный период действовали Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.05.1997 N 546; в ФСС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765; в ГФЗН, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.10.1999 N 1193; в Фонды ОМС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.01.2000 N 9. При этом, как правильно указал суд исходя из анализа вышеназванных нормативных актов, данный Перечень устанавливает исключения не из любых выплат полученных работником, а только из выплат, начисленных работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Следовательно, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу, что базой для начисления взносов в ПФ являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат. Соответственно, единовременные выплаты, не включаемые в фонд оплаты труда сотрудников банка (подарки); выплаты лицам, не являющимся работниками банка (членам Совета директоров Банка и ревизору); выплаты социального характера (материальная помощь по личным заявлениям работников, оплата путевок на отдых и лечение, услуг организациям и учреждениям здравоохранения, расходы банка на охрану квартир и т.д.) не являются оплатой труда и не относятся к выплатам, на которые начисляются страховые взносы во внебюджетные фонды.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 05.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 24.03.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9552/03-СА39/429 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2004 г. N Ф04/3503-1120/А45-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании