Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 октября 2006 г. N Ф04-6308/2006(26851-А03-33)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю, город Рубцовск (далее - Инспекция), обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Агропромснаб" (далее - Общество), о взыскании налоговой санкции в размере 100 руб. по решению о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 03.06.2005 N 948/РП-2713-11.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.12.2005, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2006 без изменения, в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение.
Отзыв на кассационную жалобу Обществом не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу об удовлетворении кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом 07.05.2005 декларации по транспортному налогу за 1 квартал 2005 года.
По результатам проверки вынесено решение от 03.06.2005 N 948/РП-2713-11 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 100 рублей.
Неисполнение налогоплательщиком требования от 08.06.2005 N 509 об уплате налоговой санкции послужило основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд.
Арбитражный суд, отказав Инспекции во взыскании с Общества штрафа в сумме 100 руб., принял решение с нарушением норм материального права в силу следующего.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 360 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Порядок уплаты транспортного налога в Алтайском крае установлен статьей 2 Закона Алтайского края от 10.10.2002 N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" (в редакции Закона Алтайского края от 13.11.2003 N 56-ЗС), согласно которой для налогоплательщиков, являющихся организациями отчетным периодом являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
По итогам первого отчетного периода (первого квартала), не позднее 15 апреля текущего года, организации исчисляют и уплачивают авансовые платежи исходя из действующих налоговых ставок налоговой базы по состоянию на начало текущего года и с учетом изменений в налогооблагаемой базе в течение отчетного периода.
По итогам второго и третьего отчетных периодов (полугодие, девять месяцев) организации исчисляют авансовые платежи исходя из действующих налоговых ставок и налоговой базы по состоянию на начало текущего года и с учетом изменений в налогооблагаемой базе в течение отчетного периода. Исчисленные авансовые платежи за второй и третий отчетные периоды подлежат уплате не позднее 15 июля и 15 октября текущего года соответственно за минусом авансовых платежей, уплаченных за предыдущие отчетные периоды текущего года.
Налоговая декларация по авансовым платежам представляется организациями в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
По итогам налогового периода организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Сумма налога, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией по итогам налогового периода, уплачивается в срок не позднее 15 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплаченные авансовые платежи за отчетные периоды засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Таким образом, законодательством субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий установлен порядок уплаты транспортного налога и сроки представления налоговых деклараций: сроком представления налоговой декларации по транспортному налогу за первый квартал 2005 года является день не позднее 15.04.2005.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество представило налоговую декларацию по транспортному налогу за 1 квартал 2005 года с нарушением статьи 2 Закона Алтайского края от 10.10.2002 N 66-ЗС, поскольку декларация была представлена 07.05.2005 года.
Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Закон Алтайского края от 10.10.2002 N 66-ЗС устанавливает, что по итогам отчетных периодов организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, которые по своей правовой природе не что иное, как равномерное распределение всей суммы налога, подлежащей уплате, по отчетным периодам и призваны обеспечить равномерное поступление денежных средств в бюджет. Размер данных платежей определяется не расчетным путем, а устанавливается исходя из твердой налоговой базы.
Исходя из положений пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Учитывая изложенное, суммы налога, подлежащие уплате в бюджет на основании деклараций, представляемых по итогам отчетных периодов, не являются предположительными, а исчисляются в твердой сумме и при сохраняющейся налоговой базе не подлежат корректировке.
Кроме того, Закон Алтайского края от 10.10.2002 N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" был принят после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей общие вопросы представления декларации и ответственности за непредставление ее в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Таким образом, нет оснований документ, прямо названный законодателем налоговой декларацией, считать документом отчетности (авансовым расчетом платежей), а не декларацией.
На основании вышеизложенного вывод арбитражного суда о том, что несвоевременное представление декларации по авансовым платежам по транспортному налогу не может повлечь применение ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть признан обоснованным. Решение Инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации является правомерным.
Учитывая, что допущенные арбитражным судом нарушения норм материального права привели к принятию неправильного решения и постановления по делу, материалы дела исследованы полно и всесторонне, фактическое представление декларации 07.05.2005 сторонами не оспаривается, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявления Инспекции.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы, государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанциях в размере 2500 руб. подлежит взысканию с Общества. В то же время, исходя из соразмерности заявленных требований кассационная инстанция, в соответствии с требованиями части 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, считает возможным уменьшить размер госпошлины до 500 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела выдается Арбитражным судом Алтайского края.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1, 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 05.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 13.04.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20927/05-14 отменить.
Принять по делу новое решение: заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Агропромснаб" налоговые санкции в размере 100 руб. по решению от 03.06.2005 N 948/РП-2713-11.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Агропромснаб" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 октября 2006 г. N Ф04-6308/2006(26851-А03-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании