Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 июня 2006 г. N Ф04-3458/2006(23298-А27-40)
(извлечение)
Производственный кооператив "Артель старателей "Гранит" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области (далее - Инспекция) о признании неправомерными действий налогового органа по доначислению налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 998 240 руб. и обязании возместить налог в размере указанной суммы и пени в сумме 100 883,15 руб. путем зачета имеющейся недоимки по другим налогам (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 09.12.2005 Арбитражного суда Кемеровской области требования Кооператива удовлетворены частично: действия Инспекции признаны неправомерными по доначислению НДС в размере 998 240 руб., в остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция и ее представители в судебном заседании, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просили вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение. Кооператив возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыва.
Судом и материалами дела установлено следующее.
09.07.2002 по результатам проведения выездной налоговой проверки Инспекция приняла решение N 73 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (л.д. 38-41, том 1). Согласно данного решения НДС, подлежащий возмещению из бюджета, составил 998240 руб. при заявленной сумме 1866040 руб.
согласно деклараций, в связи с чем по результатам налоговой проверки сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, уменьшена на 867800 руб. (=1866040 - 867800), - л.д. 40.
При этом в пункте 4 резолютивной части решения Инспекции было указано, что подлежит возврату налог (НДС) в размере 998 240 руб. (за 2000, 2001 годы).
На основании данного решения Инспекция в карточку лицевого счета внесла сумму 998 240 руб. как уменьшающую налог, подлежащий уплате в бюджет (л.д. 85, том 1).
16.08.2002 года Кооператив обратился в Инспекцию с заявлением о возмещении согласно решения N 73 от 09.07.2002 НДС в сумме 998240 руб. на расчетный счет Кооператива (л.д. 80).
Заключениями N N 47-49 от 26.08.2002 - 10.09.2002 НДС в сумме 65049,08 руб. был зачтен в счет уплаты единого социального налога, НДС в сумме 77992 руб. был зачтем в счет уплаты. налога на прибыль, НДС в сумме 855198,92 руб. был возвращен на расчетный счет Кооператива (л.д. 81-83, том 1).
Управление МНС Российской Федерации в Кемеровской области (далее - Управление) решением от 25.12.2003 внесло изменения в решение Инспекции N 73 от 09.07.2002, исключив пункт 4 резолютивной части решения, дополнив пунктом 1.4. "предложить уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 867 800 руб." (л.д. 28, том 1).
Инспекция внесла изменения в карточку лицевого счета Кооператива, где сумма 998 240 руб. была указана как сумма, увеличивающая налоговые обязательства Кооператива.
Кооператив обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании неправомерным решения Инспекции N 73 от 09.07.2002 в части уменьшения возмещения из бюджета НДС на сумму 867800 руб., о признании недействительным решения Управления от 25.12.2003.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.08.2004 по делу N А27-6679/2004-6, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции от 03.11.2004, было признано недействительным решение Управления от 25.12.2003, указано, что доначисление НДС в сумме 867800 руб. является необоснованным (л.д. 30-37, том 1).
Кооператив, посчитав неправомерными действия налогового органа по начислению налога на добавленную стоимость в размере 998 240 руб., обратился в суд с заявлением, в котором также просил обязать Инспекцию возместить налог в размере указанной суммы и пени в сумме 100 883,15 руб. путем зачета имеющейся недоимки по другим налогам.
Суд первой инстанции, частично удовлетворив заявленные требования, признал неправомерными действия Инспекции по доначислению НДС в размере 998240 руб. как не основанные на нормах налогового законодательства. Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы налогового органа о том, что проведением по данным лицевого счета суммы 998240 руб. к начислению Инспекцией была исправлена ранее допущенная техническая ошибка при отражении в лицевом счете результатов выездной налоговой проверки, оформленной решением N 73 от 09.07.2002, отметил, что указание в графе "операция" спорной суммы как доначисленной камерально дает основание предполагать, что сумма 998240 руб. является задолженностью Кооператива.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Согласно статье 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-7 пункта 1 статьи 164 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ. При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: 1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Таким образом, является обоснованным довод Инспекции, что сумма НДС, заявленная к возмещению (к налоговым вычетам) по налоговым декларациям, учитывается при исчислении налогоплательщиком суммы налога, а именно - уменьшает сумму исчисленного налога.
То есть, если налогоплательщик заявлял к возмещению НДС в декларациях за проверенный период 2000-2001 годов, то есть уже учитывал при исчислении НДС сумму 988240 руб., то он не имеет права на вторичное возмещение (возврат) того же самого НДС, поскольку это не предусмотрено нормами налогового законодательства.
В том случае, если налоговый орган по результатам проведения налоговой проверки подтвердил правомерность уже заявленных налогоплательщиком налоговых вычетов за проверенный период, но в резолютивной части своего решения ошибочно указал право на возврат налога вместо указания на правомерность применения налоговых вычетов на определенную сумму, что повлекло ошибочное отражение по данным лицевого счета суммы налога к уменьшению на 988240 руб., то налоговый орган не лишен права исправить допущенную ошибку, поскольку в противном случае НДС в нарушение статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и статей 171-173 НК РФ будет дважды уменьшать налоговые обязательства Кооператива.
Суд кассационной инстанции считает, что в нарушение статей 71, 168, части 4 статьи 170, части 2 статьи 271 АПК РФ суд не дал оценки доводам Инспекции, что в рассматриваемом случае в 2003 году налоговый орган исправил ошибку, допущенную им при отражении результатов выездной исправил ошибку, допущенную им при отражении результатов выездной налоговой проверки в связи с некорректной формулировкой пункта 4 решения N 73 от 09.07.2002; что допущенная Инспекцией ошибка была обнаружена Управлением по результатам проверки Инспекции в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа; что принятые по делу N А27-6679/2004-6 судебные акты не подтверждают право Кооператива на возврат из бюджета 998240 руб. налога.
Таким образом, вывод суда о неправомерности действий Инспекции по восстановлению на лицевом счете налогоплательщика НДС в размере 998240 руб. сделан без учета установленных судом обстоятельств дела в их совокупности и без оценки доводов Инспекции относительно того, что имело место исправление допущенной налоговым органом ошибки, выявленной Управлением по результатам проверки Инспекции в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, а не доначисление налога по результатам проверки деятельности налогоплательщика.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что суд нарушил нормы процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного решения (постановления), и выводы суда, изложенные в решении (постановлении), не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, а также что требование о признании незаконными действий налогового органа неразрывно связано с другими заявленными требованиями, решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене. В связи с тем что суд не дал оценку всем доказательствам по делу, кассационная инстанция лишена возможности принять новое решение.
Ярит новом рассмотрений дела суду следует устранить данные- нарушена", всесторонне, полно и объективно исследовать все имеющиеся материалы, при необходимости предложить сторонам представить дополнительные доказательства (в том числе, предложить Инспекции представить документы, подтверждающие обстоятельства обнаружения ошибки в ведении лицевого счета Кооператива; предложить Кооперативу представить возражения по существу обстоятельств, указанных Инспекцией в качестве оснований для восстановления НДС в сумме 988240 руб. на лицевом счете; предложить сторонам произвести сверку относительно начисленного и предъявленного к возмещению НДС за 2000-2001 годы), разногласия подтвердить документально, дать оценку всем доводам сторон, а также распределить судебные расходы, в том числе и по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.12.2005, полный текст которого изготовлен 14.12.2005, и постановление апелляционной инстанции от 17.02.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2517/2005-6 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2006 г. N Ф04-3458/2006(23298-А27-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании