Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 октября 2006 г. N Ф04-6078/2006(26577-А03-16)
(извлечение)
Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей "Алтайкрайэнерго" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к администрации Панкрушихинского района, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района о взыскании 94 563 руб. 52 коп. убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате электрической энергии, в соответствии с ФЗ РФ "О ветеранах" за период с 2004 год.
До принятия решения, суд произвел замену ответчика - администрацию Панкрушихинского района на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, а также исключил из числа ответчиков и привлек в качестве третьего лица: комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района.
Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, суд взыскал с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу истца 94 563 руб. 52 коп. расходов в счет возмещения затрат предоставленным льготам.
Суд пришел к выводу, что истцом правомерно заявлены требования о возмещении расходов, понесенных при исполнении Федерального закона "О ветеранах", за счет казны субъекта Российской Федерации, интересы которой представляет комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края; недостаточность средств в бюджете Алтайского края для возмещения расходов истца за 2004 год не может являться основанием для освобождения от исполнения обязательств по компенсации этих расходов.
В кассационной жалобе комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, целевые денежные средства на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета не поступают. Финансовая деятельность муниципальных образований базируется на принципе самостоятельности, дальнейшее распределение денежных средств по статьям расходов между получателями бюджетных средств относится к компетенции органов местного самоуправления. Казной Алтайского края обязательства по финансированию указанных льгот исполнены в полном объеме в порядке, установленном законодательством. Истец не представил доказательств незаконности действий каких-либо органной или должностных лиц Алтайского края.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, полагая правильными выводы суда обо всех обстоятельствах дела.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец в 2004 году отпускал электроэнергию физическим лицам Панкрушихинского района Алтайского края, отпуская электроэнергию гражданам, имеющим льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", предоставлял им 50-процентную скидку.
Поскольку услуги, оказанные истцом, из бюджета возмещены не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании невозмещенных расходов в сумме 94 563 руб. 52 коп.
Статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом расходы на оплату коммунальных услуг подлежат возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 28 Закона Алтайского края от 29.12.2003 N 77-ЗС "О краевом бюджете на 2004 год" установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, установленных Федеральным законом "О ветеранах", учтены в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотаций и нормативов отчислений от регулирующих доходов.
Судом установлено, что размер дотаций, предназначенных для возмещения расходов по предоставленным льготам, был определен в меньших размерах, чем это требовалось.
Суд правомерно исходил из того, что Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает возмещения убытков в меньшем размере, чем это требовалось. Право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
Поскольку Алтайский край не исполнил надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате электроэнергии, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Алтайского края.
Согласно статьям 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
На истца, как на коммерческую организацию, не может быть возложено бремя расходов по реализации Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливающих льготы для ветеранов и инвалидов.
Заявитель в кассационной жалобе привел доводы, аналогичные доводам, которые он приводил в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения суда, и при оценке данных доводов судом не были нарушены нормы материального права и нормы процессуального права.
В связи с вышеизложенным, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 15.06.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N АОЗ-11341/05-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 октября 2006 г. N Ф04-6078/2006(26577-А03-16)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании