Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 октября 2006 г. N Ф04-6690/2006(27356-А46-6)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" (далее - ОАО "АК ЭиЭ "Омскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, г. Омск, о признании недействительным решения от 26.04.2006 N 07-49/2929 и признания незаконными действий должностных лиц налогового органа.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.06.2006 заявленные ОАО "АК ЭиЭ "Омскэнерго" требования удовлетворены, признано недействительным решение налогового органа от 26.04.2006 N 07-49/2929. Признаны незаконными действия должностных лиц налогового органа, выразившиеся в отказе в принятии решения о зачете переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме ХХХ руб. в счет погашения текущей задолженности по сроку 20.04.2006. Налоговый орган обязали скорректировать налоговые обязательства ОАО "АК ЭиЭ "Омскэнерго", внести изменения в карточки лицевых счетов.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение арбитражного суда в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "АК ЭиЭ "Омскэнерго" требований. Считает, что налоговый орган не имеет права принимать решения возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов, либо зачете переплаты по налогу в счет уплаты страховых взносов.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "АК ЭиЭ "Омскэнерго" просит оставить решение суда без изменения.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 285, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела ОАО "АК ЭиЭ "Омскэнерго" обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете ХХХ руб. имеющейся переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в счет погашения текущей задолженности по сроку 20.04.2006 по страховым взносам в Пенсионный фонд на страховую часть трудовой пенсии в сумме ХХХ руб.; по страховым взносам в Пенсионный фонда на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 509 555 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования в сумме 229 696 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 696 282 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 394 150 руб.
Налоговый орган решением от 26.04.2006 N 07-49/2929 отказал ОАО "АК ЭиЭ "Омскэнерго" в проведении зачета отказал на том основании, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отличаются от налога признаками возмездности и возвратности, и положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, ОАО "АК ЭиЭ "Омскэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного решения и признании незаконными действий должностных лиц налогового органа.
Арбитражный суд, удовлетворив требования ОАО "АК ЭиЭ "Омскэнерго", принял правильное решение.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с данным Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в абзаце первом этой же статьи. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Пункты 11-13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации распространяют действие правил о зачете на отношения по зачету излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесения изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" налоговые органы в отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что на момент подачи заявления о зачете ОАО "АК ЭиЭ "Омскэнерго" имело переплату по единому социальному налогу в сумме ХХХ руб., что не опровергается налоговым органом. Арбитражным судом сделан основанный вывод, что уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации после вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2001 производится в рамках единого социального налога, а также то, что единый социальный налог зачисляется в федеральный бюджет и внебюджетные фонды и любая переплата налогоплательщика по каждому из фондов или бюджету является переплатой по единому социальному налогу. Следовательно, арбитражный суд обоснованно признал решение налогового органа от 26.04.2006 N 07-49/2929 недействительным.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения арбитражного суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 13.06.2006 по делу N А46-7938/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2006 г. N Ф04-6690/2006(27356-А46-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании