Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 октября 2006 г. N Ф04-6816/2006(27426-А70-23)
(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице филиала - государственное Учреждение "Управление федеральной почтовой связи Тюменской области" (далее - ФГУП "Почта России") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - УФАС по Тюменской области) о признании недействительными решения от 22.02.2005 N 7/1 и предписания от 22.02.2005 N 7/2.
Решением от 03.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2006 Арбитражного суда Тюменской области признано недействительным предписание в части установления тарифов на услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков не выше 35 рублей в месяц. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "Почта России" просит отменить судебные акты в отказанной части заявленных требований и признать полностью недействительными обжалуемые акты антимонопольного органа.
ФГУП "Почта России" заявляет, что суды обеих инстанций необоснованно в качестве доказательств занятия заявителем доминирующего положения на рынке услуг по предоставлению в пользование абонементных ящиков принято решение УФАС по Тюменской области N 3 от 21.02.2005, принятое на основании недостоверных данных, при отсутствии соблюдения определенной процедуры (порядка), при несоблюдении методики исследования, а также с процессуальными нарушениями.
Заявитель жалобы считает, что судами не дана оценка фактической стоимости услуги по предоставлению абонентских ящиков по г. Тюмени.
В судебном заседании представитель ФГУП "Почта России" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители УФАС по Тюменской области отклонили доводы кассационной жалобы.
УФАС по Тюменской области представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Тюменской области поступили заявления от юридических и физических лиц о необоснованном повышении ФГУП "Почта России" с 01.01.2005 тарифов на услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков до 100 рублей в месяц при фактических затратах на один ящик 23, 14 рублей.
УФАС по Тюменской области вынесено решение от 22.02.2005 N 7/1 о признании ФГУП "Почта России" нарушившим пункт 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) в части установления монопольно высоких цен на услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков.
Предписанием от 22.02.2005 N 7/2 УФАС по Тюменской области обязало ФГУП "Почта России" прекратить нарушение пункта 1 статьи 5 Закона о конкуренции в части установления монопольно высокой цены на услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков, а именно - внести изменения в Прейскурант "Тарифы России", утвержденный Приказом от 21.12.2004 N 72§1 и установить тариф на услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков не выше 35 рублей в месяц.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами судов обеих инстанций о признании недействительным предписания антимонопольного органа в части установления тарифов на услуги, предоставляемые ФГУП "Почта России", по пользованию абонементными ящиками не выше 35 рублей в месяц, а также с выводами судов о признании ФГУП "Почта России" в лице его филиала - УФПС Тюменской области нарушившим пункт 1 статьи 5 Закона о конкуренции в части установления монопольно высоких цен на оказываемые услуги, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как установление монопольно высоких (низких) цен.
Согласно статье 4 Закона о конкуренции монопольно высокая цена - это цена товара, которая устанавливается занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом и при которой данный хозяйствующий субъект компенсирует либо может компенсировать необоснованные затраты и (или) получает либо может получить прибыль существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции.
В материалы дела представлено решение УФАС по Тюменской области от 21.02.2005 N 3 о признании положения ФГУП "Почта России" (филиала - УФПС Тюменской области) доминирующим на товарном рынке услуг по предоставлению в пользование абонементных ящиков в географических границах г. Тюмени. Указанное решение в установленном порядке ФГУП "Почта России" не обжаловано.
Документальное подтверждение оказания услуг по предоставлению в пользование абонементных ящиков в г. Тюмени другими лицами в материалы дела не представлено. Следовательно, доводы кассационной жалобы о недоказанности занятия ФГУП "Почта России" доминирующего положения на рынке данные услуг несостоятельны.
В качестве доказательств установления монопольной высокой цены на оказываемые услуги суды обеих инстанций приняли отсутствие документального обоснования экономических показателей, повлекших увеличение стоимости услуг по пользованию абонементными ящиками в 2005 году, по сравнению с 2004 годом, более чем в три раза. Кроме того, суд принял во внимание то обстоятельство, что в соседних регионах: в Ханты-Мансийском автономном округе; в Челябинской области; в Кемеровской области; в Томской области; в Омской области цены стоимости услуг по пользованию абонементными ящиками значительно ниже.
Таким образом, суды обеих инстанций установив, что ФГУП "Почта России", занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по предоставлению в пользование абонементных ящиков, документально не опровергло выводы УФАС по Тюменской области о том, что установление тарифа на услугу с уровнем рентабельности 366% является установлением монопольно высокой цены.
Выводы судов обеих инстанций об отсутствии полномочий у антимонопольного органа на установление предельной стоимости оказанной услуги соответствуют действующему законодательству и не оспариваются сторонами.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов и принятия нового решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 07.07.2006 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-2088/21-05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 октября 2006 г. N Ф04-6816/2006(27426-А70-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании