Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 декабря 2006 г. N Ф04-7937/2006(28849-А27-6)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Кузбасс-аудит" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Кемерово (далее - ГУ УПФ РФ в Кировском районе) о признании (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) незаконным бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 62 122,81 руб., а также о взыскании процентов в сумме 352 руб.
Определением от 12.04.2006 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - налоговый орган).
Решением арбитражного суда от 14.06.2006, оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.08.2006, заявленные требования ООО "Кузбасс-аудит" удовлетворены. Признано незаконным бездействие ГУ УПФ РФ в Кировском районе, выразившееся в невозврате излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов в сумме 62 122,81 руб. ГУ УПФ РФ в Кировском районе обязали осуществить возврат страховых взносов в сумме 62 122,81 руб. и проценты в сумме 352 руб.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Кировском районе просит отменить решение арбитражного суда, считая его необоснованным, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Кузбасс-аудит".
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Кузбасс-аудит" просит оставить без изменения судебные акты.
В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Кемерово поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Кузбасс-аудит" ошибочно указан код бюджетной классификации при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 62 122,81 руб. В результате страховые взносы в сумме 62 122,81 зачислены в уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обнаружив допущенную ошибку ООО "Кузбасс-аудит" повторно " платило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (страховая часть), указав правильный код бюджетной классификации.
ООО "Кузбасс-аудит" письмом от 02.11.2005 обратилось в налоговый орган с просьбой о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов.
Налоговый орган письмом от 14.11.2005 N 7398 отказал ООО "Кузбасс-аудит" в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с тем, что обязанность по возврату (зачету) страховых взносов не возложена ни на один из органов исполнительной власти.
ООО "Кузбасс-аудит" 12.12.2005 обратилось в ГУ УПФ РФ в Кировском районе с заявлением о возврате излишне уплаченный страховых взносов. ГУ УПФ РФ в Кировском районе письмом 21.12.2005 отказало в возврате излишне уплаченных страховых взносов, указав, что зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и фиксированного платежа возможен только на основании решений налоговых органов.
Не согласившись с отказом ГУ УПФ РФ в Кировском районе, ООО "Кузбасс- аудит" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая незаконными действия ГУ УПФ РФ в Кировском районе, исходил из того, что согласно Федеральному закону о г 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. В соответствии с пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные этой статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Кодекса для налоговых органов. Следовательно, именно территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации наделены полномочиями по зачету (возврату) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Между тем арбитражным судом не учтено следующее.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, гак и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
При названных обстоятельствах вывод арбитражного суда первой инстанции о том. что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, кроме случаев, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, является ошибочным.
Материалами дела подтверждается, что в качестве второго заинтересованного лица определением суда от 12.04.2006 привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, однако решение в отношении данного лица не вынесено.
Суд апелляционной инстанции не дал оценки доводам ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Кемерово о том, что администратором поступлений страховых взносов являются налоговые органы. В нарушение пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указал в постановлении мотивы, по которым не применил Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ, на который ссылалось ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Кемерово.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует устранить допущенные нарушения, всесторонне, полно и объективно исследовать все имеющиеся материалы, при необходимости предложить сторонам представить дополнительные доказательства (в том числе, предложить уточнить предмет требования), дать оценку всем доводам сторон, а также распределить судебные расходы, в том числе и по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 16.08.2006 по делу N А27-6053/2006-5 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 декабря 2006 г. N Ф04-7937/2006(28849-А27-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании