Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 декабря 2006 г. N Ф04-8587/2006(29630-А03-8)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Алтайэнерго" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании убытков в сумме 594 683 руб., понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии гражданам в целях реализации ФЗ "О ветеранах" за период с 01.01.2004 по 31.12.2004.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: администрация Алтайского края (далее Краевая администрация), администрация Михайловского района Алтайского края (далее Районная администрация), Комитет по финансовой, налоговой и кредитной политике администрации Михайловского района (далее районный Комитет по финансам), Комитет по социальной защите населения администрации Михайловского района (далее районный Комитет по соцзащите).
Исковые требования мотивированы ссылками на статьи 8, 307, 309, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Районный Комитет по финансам подтвердил наличие задолженности перед истцом в сумме 594 683 руб. Считал, что расходы на предоставление льгот должны возмещаться за счет бюджетов субъектов РФ. В 2004 году средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" району не выделялись.
Администрация Алтайского края ссылалась на исполнение краевого бюджета по дотациям из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований за 2004 год в полном объеме.
Краевой Комитет по финансам с исковыми требованиями не соглашался, ссылался на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" в 2004 году из федерального бюджета не поступало. Считал, что расходы истца подлежат возмещению за счет средств местных бюджетов, краевой Комитет по финансам свои бюджетные обязательства выполнил.
Решением от 27.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.09.2006, Арбитражный суд Алтайского края исковые требования удовлетворил в части. Взыскал 487 640, 06 руб. с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края за счет казны Алтайского края, во взыскании суммы НДС отказал.
Определением от 29.05.2006 исправлена арифметическая ошибка в решении, с краевого Комитета по финансам взыскана сумма 503 968, 64 руб.
В настоящей кассационной жалобе краевой Комитет по финансам предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить и в удовлетворении требований к Комитету отказать.
Ссылается на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета не поступает. Расходы по оплате коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", учитываются в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотации и нормативов отчислений от регулирующих доходов. Краевой бюджет за 2004 год по показателю "Дотации районам и городам" исполнен в размере 100%.
Считает, что свои бюджетные обязательства по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг исполнил в полном объеме.
Ссылается на пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, в соответствии с которым краевой Комитет по финансам считает, что при возложении федеральным законом обязанности на субъект РФ по возмещению платы, не полученной от льготной категории потребителей, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно производиться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ.
Полагает, что по данному делу ответчик должен быть освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации.
На кассационную жалобу представлен отзыв, в котором Комитет по социальной защите населения Администрации Михайловского района считает, что расходы по реализации льгот по оплате коммунальных услуг, в т.ч. услуг по электроэнергии, должны возмещаться за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверена в соответствии со статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены либо изменения решения арбитражного суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции не имеется.
Заявив требование о возмещении краевым Комитетом по финансам, понесенных Алтайэнерго расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, истец ссылался на те обстоятельства, что ввиду недостаточного финансирования, им недополучены доходы в сумме 594 683 руб.
Рассматривая возникший между сторонами спор, арбитражный суд правомерно посчитал требования истца подлежащими удовлетворению.
Согласно ФЗ "О ветеранах" отдельные категории ветеранов пользуются льготой по оплате в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).
Часть 2 статьи 10 названного Закона устанавливает, что расходы на реализацию льгот ветеранам и инвалидам по оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, причем согласно статье 1071 названного кодекса в этом случае от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
С учетом названных статей и установленной ФЗ "О ветеранах" обязанности компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению льгот ветеранам за счет бюджетов субъектов РФ арбитражным судом принято правильное решение о возмещении истцу 503 968, 64 руб. компенсации за предоставленные названной категории граждан льготы за счет казны края в лице краевого Комитета по финансам. При этом, арбитражный суд исключил из расчетов неосновательно включенную сумму НДС.
Оснований считать эти выводы арбитражного суда неправильными у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылки ответчика на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку при рассмотрении дела в апелляционной инстанции ответчик их не заявлял и не предоставлял суду доказательства того, что из федерального бюджета денежные средства на исполнение ФЗ "О ветеранах" не выделялись.
Что касается доводов ответчика о неправомерно взысканной с краевого Комитета по финансам государственной пошлины, то суд апелляционной инстанции этому доводу ответчика дал надлежащую правовую оценку, оснований считать которую неправильной у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, нарушений при принятии обжалуемых судебных актов, на которые ссылается ответчик в настоящей кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 27.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 11.09.2006 по делу N А03-20685/05-19 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 декабря 2006 г. N Ф04-8587/2006(29630-А03-8)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании