Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 января 2007 г. N Ф04-8722/2006(29818-А03-8)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Алтайэнерго" филиал "Энергосбыт" (далее Алтайэнерго) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края (далее краевой Комитет по финансам) о взыскании убытков в сумме 12 500 р"б., понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии гражданам в целях реализации ФЗ "О ветеранах" за период с 01.11.2002 по 31.12.2004.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: администрация Красногорского района Алтайского края (далее районная администрация), Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Красногорского района (далее районный Комитет по финансам), Комитет по социальной защите населения администрации Красногорского района (районный Комитет соцзащиты).
Исковые требования мотивированы ссылками на статьи 12, 15, 16, 393, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований до 210 273, 30 руб.
Краевой Комитет по финансам в отзыве на исковое заявление с исковыми требованиями не соглашался, ссылался на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета не поступает. Считал, что расходы истца подлежат возмещению за счет средств местных бюджетов, краевой Комитет по финансам свои бюджетные обязательства выполнил. Указывал на необоснованное включение в размер убытков суммы НДС и пропуск срока исковой давности по требованиям за период с 01.01.2002 по 01.04.2003.
Районный Комитет по финансам считал исковые требования о взыскании 210 273, 30 руб. обоснованными, поскольку эта сумма подтверждена актом сверки от 08.06.2006.
Районный Комитет соцзащиты против заявленных истцом требований не возражал.
Решением от 21.06.2006 Арбитражный суд Алтайского края исковые требования удовлетворил частично. Взыскал с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края за счет казны Алтайского края в пользу ОАО "Алтайэнерго" 70 572, 70 руб. убытков и 500 руб. госпошлины, в доход федерального бюджета 5 205,47 руб. госпошлины. В остальной части иска отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.10.2006 решение отменено в части взыскания с краевого Комитета по финансам 500 руб. госпошлины в пользу ОАО "Алтайэнерго" и 5 205, 47 руб. госпошлины в доход федерального бюджета. В остальной части решение оставлено без изменения.
В настоящей кассационной жалобе краевой Комитет по финансам предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении требований к краевому Комитету по финансам отказать.
Указывает на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в 2002 - 2004 годах не поступало. Расходы по оплате коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", учитываются в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотации и нормативов отчислений от регулирующих доходов. Краевой бюджет с 2002 по 2004 годы по показателю "Дотации районам и городам края" исполнен в размере 100%.
Считает, что свои бюджетные обязательства по финансированию льгот исполнил в полном объеме.
Полагает, что суд, определяя публично-правовое образование, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, не учел положения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, согласно которому при недостаточности выделенных из федерального бюджета средств взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверена в соответствии со статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены либо изменения решения арбитражного суда первой инстанции в части взыскания 70 572, 70 руб. убытков и постановления апелляционной инстанции не имеется.
Заявив требование о возмещении краевым Комитетом по финансам, понесенных Алтайкрайэнерго расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, истец ссылался на те обстоятельства, что ввиду недостаточного финансирования, им недополучены доходы в сумме 210 273, 30 руб.
Рассматривая возникший между сторонами спор, арбитражный суд правомерно посчитал требования истца подлежащими удовлетворению.
Согласно ФЗ "О ветеранах" отдельные категории ветеранов пользуются льготой по оплате в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).
Часть 2 статьи 10 названного Закона устанавливает, что расходы на реализацию льгот ветеранам и инвалидам по оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, причем согласно статье 1071 названного кодекса в этом случае от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
С учетом названных статей и установленной ФЗ "О ветеранах" обязанности компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению льгот ветеранам за счет бюджетов субъектов РФ Арбитражным судом Алтайского края принято правильное решение о возмещении истцу 70 572, 70 руб. компенсации за предоставленные названной категории граждан льготы за счет казны края в лице краевого Комитета по финансам. При этом арбитражный суд применил срок исковой давности по требованиям за период с 01.11.2002 по 03.04.2003 и исключил из расчетов 12 703 руб. неосновательно включенного в сумму убытков НДС.
Оснований считать эти выводы арбитражного суда неправильными у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку названные истцом обстоятельства и расчеты подтверждены надлежащими доказательствами.
Ссылки ответчика на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку при рассмотрении дела в апелляционной инстанции ответчик их не заявлял и не предоставлял суду доказательства того, что из федерального бюджета денежные средства на исполнение ФЗ "О ветеранах" не выделялись.
Таким образом, нарушений норм материального права при принятии обжалуемых судебных актов, на которые ссылается ответчик в настоящей кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 21.06.2006 в части взыскания 70 572, 70 руб. убытков и постановление апелляционной инстанции от 02.10.2006 по делу N А03-4043/2006-19 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 января 2007 г. N Ф04-8722/2006(29818-А03-8)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании