Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 января 2007 г. N Ф04-7701/2006(28493-А03-41)
(извлечение)
Некоммерческая организация в форме потребительского кооператива-садоводство "Бийский садовод" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - Инспекция) в возврате излишне уплаченных взносов и обязании Инспекцию вернуть образовавшуюся переплату в сумме 11 000 руб.
Судом определением от 19.06.2006 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено к участию Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края.
Решением арбитражного суда от 17.07.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Кооператива о признании недействительным отказа по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов и обязании Инспекцию возвратить 11 000 руб. страховых взносов.
По мнению заявителя жалобы, принимая во внимание характер и природу спорной суммы страховых взносов, вид платежей, их зачисление в полном объеме на счета Пенсионного фонда Российской Федерации, отсутствие в действующем законодательстве норм, прямо возлагающих на налоговые органы обязанность по осуществлению зачетов (возвратов) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов, положения пункта 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, лицом, на которое может быть возложена обязанность осуществить возврат спорной суммы взносов, является Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе. Правовых оснований для возложения обязанностей по возврату (зачету) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы не имеется.
Отзыв заявителем не представлен.
20 декабря 2006 года в связи с неизвещением третьего лица рассмотрение дела было отложено.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Некоммерческая организация в форме потребительского кооператива-садоводство "Бийский садовод" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Из декларации по страховым взносам за 2005 года, карточки расчетов с бюджетом, протокола к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и реестра платежей страхователя следует, что у Кооператива образовалась переплата по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в результате неверного указания страхователем кода бюджетной квалификации в платежном поручении от 15.08.2005 N 7.
Обратившись с письмом от 17.03.2006 в налоговую инспекцию с просьбой возвратить (зачесть) излишне уплаченные взносы, Кооператив получил отказ в виде письма от 17.03.2006 N 259, что послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Обязывая налоговый орган произвести зачет задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) за счет переплаты по взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть), арбитражный суд принял законный и обоснованный судебный акт.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Иных полномочий органов Пенсионного фонда Российской Федерации по возврату (зачету) страховых взносов законодательно не установлено.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, и в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета или возврата.
Таким образом, суд правомерно признал недействительным отказ Инспекции и обязал налоговый орган произвести зачет задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в размере 11 000 руб., за счет имеющейся переплаты по взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии.
Нарушений норм материального права, а также процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.07.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-4973/06-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 января 2007 г. N Ф04-7701/2006(28493-А03-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании