Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 октября 2009 г. N Ф04-6137/2009(21056-А45-34)
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" (далее - предприятие, МУП "УК ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новосибирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.05.2008 N 308 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 30.03.2009 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 15.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено в части взыскания государственной пошлины, в остальной части - оставлено в силе.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Налоговый орган полагает, что денежные средства предприятию выделялись не на компенсацию убытков, связанных с применением льгот, а на оплату жилья и коммунальных услуг, следовательно, данные денежные средства должны включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость; предприятие в связи с предоставлением адресных субсидий и льгот не несет убытки, поскольку сумма начислений квартиросъемщикам за оплату жилья и коммунальных услуг согласно действующим тарифам возмещается налогоплательщику в полном объеме.
Предприятие с кассационной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя налогового органа, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2007 года, представленной муниципальным унитарным предприятием "Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством", налоговым органом вынесено решение от 23.05.2008 N 308 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 123 161,68 руб., доначислении НДС в сумме 786 679 руб. и пеней в сумме 32 326,85 руб.
Решение налогового органа мотивировано тем, что денежные средства, полученные предприятием в счет возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот отдельным категориям потребителей, являются доходом, связанным с реализацией работ (услуг), и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат включению в налогооблагаемую базу при исчислении НДС.
Арбитражные суды, удовлетворяя требования предприятия, исходили из того, что налогоплательщиком правомерно не учитываются при определении налоговой базы по НДС денежные средства (субвенции (субсидии), полученные из бюджета в связи с оказанием предприятием услуг с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результата выполненных работ, оказание услуг), по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен в статьях 153 - 162 Кодекса.
В пункте 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из материалов дела следует и установлено судами, что между предприятием и Управлением социальной защиты Барабинского района Новосибирской области заключены договоры от 12.01.2007 N 18 и N 19 на возмещение расходов по мерам социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, которыми установлен порядок возмещения предприятию расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в 2007 году.
Арбитражными судами установлено, что в проверяемом периоде предприятие оказывало населению коммунальные услуги по регулируемым государственным ценам и предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате за оказанные коммунальные услуги.
Арбитражными судами установлено, что предприятием получены субсидии из бюджета в связи с применением им государственных регулируемых цен на коммунальные услуги населению, и с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством. Указанные обстоятельства дела подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: договорами от 12.01.2007 N 18 и N 19 с Управлением социальной защиты Барабинского района Новосибирской области, справками Управления социальной защиты населения Барабинского района Новосибирской области от 05.05.2008 и Управления финансов и налоговой политики Барабинского района Новосибирской области от 04.05.2008, соглашением от 09.01.2007 с Администрацией Барабинского района Новосибирской области.
Как отмечено судами, факт реализации предприятием услуг по льготным ценам налоговым органом не оспаривается.
Арбитражные суды правильно отметили, что поскольку денежные средства перечислялись предприятию на основании договоров с Управлением социальной защиты населения Барабинского района Новосибирской области в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований из областного бюджета, следовательно, денежные средства, предоставлялись ему на возмещение расходов, возникших в результате предоставления льгот отдельным категориям потребителей, согласно установленному в договорах перечню.
На основании пункта 2 статьи 154 Кодекса арбитражными судами сделан обоснованный вывод о правомерном не включении в налоговую базу по НДС предприятием сумм субсидий, полученных из бюджета в связи с применением предприятием государственных регулируемых цен на коммунальные услуги, и льгот, предоставляемых отдельным потребителям коммунальных услуг в соответствии с законодательством.
Налоговым органом в кассационной жалобе не опровергнуты выводы судов и установленные им обстоятельства дела. При этом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, что не соответствует требованиям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены судебных актов не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 30.03.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 15.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-803/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 октября 2009 г. N Ф04-6137/2009(21056-А45-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании