Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 октября 2009 г. N Ф04-6251/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 г.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - инспекция) обратилась с иском в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о ликвидации ООО "ЭлитТрансСервис" (далее - общество) на основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 29.05.2009 в удовлетворении требование отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
С решением не согласен истец - инспекция, в кассационной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт о ликвидации общества. Основанием к отмене указывает неправильное толкование судом норм материального права - статей 61, 90 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью").
По мнению заявителя, вывод суда об отсутствии оснований для ликвидации общества не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Судом не учтено, что обществом не были приняты меры по улучшению своего финансового состояния. Не согласен с выводом суда о том, что общество является недействующим юридическим лицом.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого решения арбитражного суда, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица налоговым органом 23.08.2006. Единственным учредителем (участником) является П.А.И. По данным бухгалтерских балансов за 2006 - 2007 годы стоимость чистых активов имеет отрицательное значение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Пунктом 3 статьи 20 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного данным Законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.
Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции правомерно, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П, пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, исходил из того, что пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет суду право, но не обязывает ликвидировать юридическое лицо, допустившее в своей деятельности нарушение законодательства.
Положения пункта 3 статьи 20 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" не предполагают, что общество подлежит незамедлительной ликвидации, как только чистые активы стали уменьшаться, а позволяют учредителям принять необходимые меры по улучшению его финансового состояния. Отрицательное значение чистых активов как формальное условие ликвидации общества призвано адекватно отражать его фактическое финансовое состояние, а именно, отсутствие доходности, неспособность исполнять свои обязательства перед кредиторами и обязанность по внесению обязательных платежей.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности инспекцией требования о ликвидации общества, поскольку отсутствуют претензии кредиторов к обществу, а представленные в качестве доказательств копии бухгалтерских балансов общества не могут свидетельствовать о критическом состоянии общества, влекущем его безусловную ликвидацию. Названные обстоятельства, по мнению суда, не позволяют сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности общества и необходимости его ликвидации в принудительном порядке.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение принято судом с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.05.2009 по делу N А75-1396/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2009 г. N Ф04-6251/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании