Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 октября 2009 г. N Ф04-6283/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 г.
Закрытое акционерное общество "Кондаавиа" (далее - ЗАО "Кондаавиа", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 27.11.2008 N 02-204/2008 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - УФАС по ХМАО-Югре, Управление) о привлечении к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 148 590 рублей.
Решением от 28.01.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в удовлетворении требований ЗАО "Кондаавиа" отказано.
Постановлением от 23.06.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт. Требования ЗАО "Кондаавиа" удовлетворены, постановление от 27.11.2008 N 02-204/2008 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Управление просит постановление апелляционной инстанции от 23.06.2009 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители Общества отклонили доводы кассационной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не представлен.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы Управления и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, УФАС по ХМАО-Югре проведен мониторинг цен на услуги по заправке воздушных судов Уральского федерального округа, на основании чего пришел к выводу, что стоимость услуг по заправке воздушных судов авиаГСМ ЗАО "Кондаавиа" является монопольно высокой.
Управлением установлено, что в действиях Общества, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), имеется факт нарушения порядка ценообразования тарифа за обеспечение авиаГСМ.
По данному факту УФАС по ХМАО-Югре в отношении Общества возбуждено дело от 23.10.2008 N 388 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
14.11.2008 Управлением вынесено решение, согласно которому действия ЗАО "Кондаавиа" признаны нарушающими пункты 1, 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены на услуги по заправке воздушных судов, нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В отношении Общества Управлением возбуждено административное производство по статье 14.31 КоАП РФ за совершение занимающим доминирующее на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
14.11.2008 УФАС по ХМАО-Югре составлен протокол об административном правонарушении N 53 и 27.11.2008 вынесено постановление N 104 по делу N 02-204/2008 о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 148 590 рублей.
Общество, не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что: выводы Управления являются обоснованными; Общество злоупотребило доминирующим положением и установило необоснованно высокую цену на оказываемую услугу, чем ущемило интересы других лиц; заявитель не представил экономического обоснования, установленного им тарифа. По указанным основаниям суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о незаконности постановления УФАС по ХМАО-Югре о привлечении ЗАО "Кондаавиа" к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условия доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующее положение на сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из вышеуказанных критериев.
Как установлено Управлением, сопоставимыми с аэропортом пгт. Кондинское являются аэропрты Когалыма, Урая, Ханты-Мансийска. Исходя из того, что Управление не располагало сведениями о количестве реализуемого аэропортами топлива, УФАС по ХМАО-Югре для определения, имело ли место установление Обществом монопольно высокой цены на товар, руководствовалось критериями, составляющими цену товара и необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Согласно письму Уральского ОУ ВТ Росавиации от 24.11.2008 N 03-24/595 в реестре гражданских аэродромов только аэропорт пгт. Кондинское отнесен к 4 классу.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о недоказанности установления Обществом необоснованно высокой цены за оказываемую услугу по заправке воздушных судов по следующим основаниям.
При установлении спорного тарифа Общество руководствовалось Приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - Приказ N 110).
В соответствии с пунктом 4.11 Приказа N 110 тариф за обеспечение авиаГСМ устанавливается за предоставление комплекса услуг по обеспечению воздушного судна авиаГСМ, включая: организацию обеспечения авиаГСМ; хранение авиаГСМ; анализ качества авиаГСМ; прием и выдачу авиаГСМ; предоставление персонала (включая инженерно-авиационный) и технических передвижных и/или стационарных средств для заправки воздушного судна авиаГСМ; другие услуги в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации и установленной технологией обслуживания по топливообеспечению воздушного судна.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Управления о том, что в смету затрат Обществом неправомерно были включены расходы по тралению. Судом апелляционной инстанции установлено, что исходя из месторасположения аэропорта пгт. Кондинское из-за отсутствия транспортной инфраструктуры завоз авиаГСМ возможен только в летний период времени речным судоходством. Траление связано с работой по укреплению подходных путей и акватории мест причаливания речных судов для заправки ГСМ, следовательно, подлежит отнесению к затратам производственного характера.
Судом апелляционной инстанции правомерно поддержаны доводы Общества по отнесению затрат на оплату труда и затрат по резерву на оплату труда к одной статье расходов. Резерв на оплату труда вызван производственной необходимостью во время отпусков, предусмотрен учетной политикой Общества и не противоречит статье 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы Управления о необоснованном отнесении Обществом к одной статье затрат на управление производством и затрат производственного характера не нашли своего обоснования.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н в состав расходов по управлению производством Обществом включены затраты по счету 26 "Общехозяйственные расходы" не связанные непосредственно с производственным процессом.
В кассационной жалобе Управлением не приведены доводы, опровергающие выводы суда апелляционной инстанции о правомерном включении управленческих расходов в состав затрат производственного характера.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции в части недоказанности Управлением завышенных затрат по хранению авиаГСМ. Управлением не опровергнуты доводы Общества, свидетельствующие о производственной необходимости в содержании трех складов авиаГСМ, не представлены доказательства фактической реализации для нужд аэропорта, а также фактическую реализацию авиаГСМ для других целей.
У суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ нет оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции.
Следовательно, судом апелляционной инстанцией сделан правильный вывод, что Управление, в целях обоснования установления Обществом монопольно высоких цен на свои услуги, не доказано наличие критерия, установленного в части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах, установив, что Управлением не доказан факт злоупотребления Обществом доминирующим положением на товарном рынке, суд апелляционной инстанций правомерно признал незаконным и подлежащим отмене постановление о привлечении ЗАО "Кондаавиа" к административной ответственности.
Таким образом, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства дела и дав им надлежащую правовую оценку, суд апелляционной инстанций принял законный и обоснованный судебный акт, основания для его отмены судом кассационной инстанции не установлены.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 23.07.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-414/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2009 г. N Ф04-6283/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании