Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 октября 2009 г. N Ф04-6382/2009
(извлечение)
Заместитель прокурора Алтайского края обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к муниципальному казенному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Город Рубцовск" (далее - МКУП "УЖКХ МО "Город Рубцовск"), муниципальному унитарному предприятию "Расчетно-кассовый центр" муниципального образования "Город Рубцовск" (далее - МУП "РКЦ") о признании пунктов 1.1.2. и 1.1.3. договора поручения N 33 от 28.05.2007 недействительными.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что оспариваемые пункты генерального соглашения о сотрудничестве противоречат действующему законодательству, регламентирующему организацию работ по регистрационному учету граждан Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю (далее - УФМС по Алтайскому краю).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07.04.2009, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009, исковые требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу, что пункты 1.1.2. и 1.1.3. договора поручения N 33 от 28.05.2007 не соответствуют Закону Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, утвердившему Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, а также Инструкции по применению Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации от 23.10.1995 N 393.
МУП "РКЦ" не согласно с принятыми судебными актами.
По мнению заявителя, выводы апелляционного суда об основополагающем условии о наличии у организаций, ответственных за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства, жилищного фонда на праве оперативного управления или хозяйственного ведения не соответствуют нормативно-правовым актам Российской Федерации, поскольку указанное условие не отражено ни в одном законе. Судом не учтено, что МУП "РКЦ" никогда не осуществляло регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства.
Просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, МКУП "УЖКХ МО "Город Рубцовск" (доверитель) и МУП "РКЦ" (поверенный) заключен договор поручения N 33 от 28.05.2007. Согласно условиям данного договора, содержащимся в пунктах 1.1.2. и 1.1.3., доверитель поручает, а поверенный обязуется совершить от своего имени, но в интересах доверителя, следующие юридические действия: осуществлять регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства для выполнения задач по совершенствованию системы оплаты и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги (пункт 1.1.2.); предоставлять справки о регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства в течение трех дней по требованию доверителя, визированные печатью МУП "Расчетно-кассовый центр" за подписью директора Л.В.Ф. (пункт 1.1.3.).
Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1.
Статьей 6 указанного Закона определено, что на граждан, изменивших место жительства, возлагается обязанность не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением и соответствующими документами для регистрации.
В целях реализации требований статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (ред. от 14.08.2002) утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил ответственными за регистрацию граждан по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, какими, применительно к государственному и муниципального жилищному фонду, согласно утвержденному Правительством Российской Федерации перечню должностных лиц, являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций, а также других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" приказом МВД Российской Федерации от 23.10.1995 N 393 утверждена Инструкция, зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской Федерации, о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с Правилами регистрации и Инструкцией о применении Правил регистрации прием, первичная обработка, проверка правильности оформления документов, необходимых для регистрации, доставка документов в соответствующие компетентные органы, а также хранение карточек регистрации и поквартирных карточек должны производиться должностными лицами, ответственными за регистрацию.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828, ответственными за прием документов для получения и замены паспортов граждан являются указанные в Правилах должностные лица, которые и осуществляют прием от граждан необходимых документов. Именно на них возложена обязанность по предоставлению переданных гражданами документов в органы внутренних дел в установленный срок (пункт 14 Положения).
Аналогичные положения закреплены и в пункте 6 действующего в настоящее время Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208.
Анализируя нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу, что сотрудники МУП "РКЦ" не являются должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства, осуществляющими оформление и предоставление соответствующих документов, а также их ведение и хранение.
В силу требований статей 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Отклоняя доводы заявителя о том, что МКУП "Управление ЖКХ" вправе передать свои полномочия по осуществлению регистрации прав граждан другому лицу, апелляционный суд правомерно указал на то, что в соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия, которыми организация наделена в силу закона и иных нормативных правовых актов (государственные услуги), не могут быть объектом гражданских прав и участвовать в гражданском обороте.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд обоснованно признал пункты 1.1.2. и 1.1.3. договора поручения N 33 от 28.05.2007 не соответствующими действующему законодательству.
При таких условиях кассационная инстанция считает, что судом были выяснены все обстоятельства дела, нормы права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.04.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 по делу N А03-1311/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 октября 2009 г. N Ф04-6382/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании