Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 октября 2009 г. N Ф04-6721/2009
(извлечение)
Прокурор Индустриального района города Барнаула (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Карандаш", г. Барнаул, (далее - Общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда от 20.07.2009 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 рублей. Арбитражный суд исходил из того, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение арбитражного суда, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, указывая на то, что акт проверки не позволяет достоверно установить конкретные нарушения в работе аптечного пункта. Общество считает, что нарушения пунктов 2.8 и 3.10 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденных Приказом Минздрава Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, (далее - Правила) не находят своего подтверждения в акте проверки.
Отзыв на кассационную жалобу от Прокурора к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Индустриального района города Барнаула совместно с Комитетом по здравоохранению города Барнаула проведена выездная проверка по соблюдению Обществом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в аптечном пункте, расположенном по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 283.
В ходе проверки установлены нарушения Обществом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение); пунктов 2.8, 3.10, 5.4, 6.7, 6.9 Правил, а именно:
- формальное использование гигрометра и заполнение журнала регистрации температурного режима, невыполнение требование о регистрации показателей гигрометра;
- нарушение температурного режима хранения препаратов, хранение препаратов совместно с продуктами питания;
- реализация препаратов с нарушением вторичной упаковки без указания необходимой информации.
По результатам проверки составлены акт проверки от 01.06.2009, Прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества производства по делу об административном правонарушении.
Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд, удовлетворив заявление Прокурора, принял законное и обоснованное решение, исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Статья 3 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ устанавливает, что лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.
Из пункта 5 Положения следует, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В соответствии с пунктом 2.8. Правил аптечная организация должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями; стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации, надлежащие условия розничной торговли лекарственными препаратами и другими товарами, разрешенными к отпуску из аптечных организаций.
Пунктом 3.10 Правил предусмотрено, что помещения для хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи Российской Федерации и их надлежащую сохранность.
Из пункта 3.19 Правил следует, что аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями. Помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
В нарушение указанных требований Обществом показания гигрометра вписывались формально и с опережением даты замера температуры.
Арбитражным судом также установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в нарушение требований пунктов 2.8 и 3.10 Правил хранило лекарственные средства "Эссенциале Н" серии 85671, со сроком годности до 12.2012, и другие препараты с нарушением условий хранения в холодильнике при фактической температура +15° С, при необходимых от +2°С до+8°С, а в нарушение пункта 5.4 Правил хранило лекарственные препараты совместно с продуктами питания.
Согласно пункту 6.7 Правил реализуемые из аптечных организаций лекарственные препараты должны иметь информацию согласно государственному информационному стандарту лекарственного средства.
В соответствии с пунктом 6.9 Правил при отпуске лекарственных препаратов допускается нарушение вторичной упаковки с обязательным указанием при этом серии и срока годности лекарственных препаратов на аптечной упаковке и предоставлением необходимой информации. Не допускается нарушение первичной упаковки лекарственного препарата.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество реализовывало товары с нарушением вторичной упаковки без указания необходимой информации.
Выявленные в ходе проводимой прокуратурой Индустриального района города Барнаула совместно с Комитетом по здравоохранению города Барнаула выездной проверки нарушения Обществом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в аптечном пункте, расположенном по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 283, подтверждаются объяснениями директора Общества Н.И. И. от 15.06.2009, которые собственноручно им подписаны (т.1 л.д. 14-15).
Общество не обеспечило соблюдение требований законодательства и не осуществило надлежащий контроль за исполнением трудовых обязанностей работниками аптечного пункта, расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 283.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 14.1.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не представило в материалы дела доказательства, опровергающие изложенное.
Арбитражный суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 1.5, частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения и привлек его к административной ответственности, назначив минимальное наказание в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 настоящего Кодекса, в размере 40 000 рублей.
Нарушений норм процессуального права при проведении административного производства и привлечении Общества к административной ответственности арбитражным судом не установлено.
Доводы кассационной жалобы Общества о неправильном применении арбитражным судом законодательства, неполном исследовании всех обстоятельств, противоречат материалам дела и действующему законодательству.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.07.2009 по делу N А03-8238/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 октября 2009 г. N Ф04-6721/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании