Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области, на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 06 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 марта 2024 года по административному делу N 2а-2114/2023 по административному исковому заявлению Субботенко Е. А. к администрации Вологодского муниципального округа об оспаривании решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Субботенко Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Вологодского муниципального округа, в котором просил признать незаконным решения администрации Вологодского муниципального округа от 02.10.2023 N ПСЗУ-20231002-14738539306-4, N ПСЗУ-20231002-14738464989-4, N ПСЗУ-20231002-14739131300-4, N ПСЗУ-20231003-14745906841-4, N ПСЗУ-20231003-14746109850-4, N ПСЗУ-20231003-14746215132-4, N ПСЗУ-20231003-14746322853-4, N ПСЗУ-20231003-14746438715-4, N ПСЗУ-20231003-14746556075-4, N ПСЗУ-20231003-14746720874-4, N ПСЗУ-20231002-14737980404-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления 11 земельных участков в аренду для ведения огородничества; возложить на административного ответчика обязанность в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по ранее поданным заявлениям о предварительном согласовании предоставления земельных участков на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование административных исковых требований указал, что оспариваемые отказы в предварительном согласовании предоставления 11 земельных участков в аренду для ведения огородничества являются незаконными, поскольку доказательств пересечения красных линий испрашиваемыми земельными участками не представлено. Земельные участки, которые он просил образовать, согласно Правилам землепользования и застройки Майского сельского поселения Вологодского муниципального района расположены в территориальной зоне "зона населенного пункта", для которой в соответствии с градостроительными регламентами предусмотрен вид разрешенного использования "ведение огородничества".
Решением Вологодского районного суда Вологодской области от 06 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 марта 2024 года, признаны незаконными решения администрации Вологодского муниципального округа от 03.10.2023 N ПСЗУ-20231003-14746322853-4, N ПСЗУ-20231003-14746438715-4, N ПСЗУ-20231003-14746556075-4, N ПСЗУ-20231003-14746720874-4, от 02.10.2023 N ПСЗУ-20231002- 14737980404-4 об отказе Субботенко Е.А. в предварительном согласовании предоставления 5 земельных участков, площадью по 1500 кв.м каждый в д. Ильинское Вологодского муниципального округа для ведения огородничества. На администрацию Вологодского муниципального округа возложена обязанность в течение четырнадцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявления Субботенко Е.А. N 3078476486, N 3078474416, N 3078471971, N 3078469806, N 3078461251 о предварительном согласовании предоставления вышеуказанных земельных участков, сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные ответчик и истец подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, Субботенко Е.А. 21.09.2023 обратился в администрацию Вологодского муниципального округа с заявлениями N 3078491241, N 3078489341, N 3078485371, N 3078483558, N 3078480732, N 3078478387, N 3078476486, N 3078474416, N 3078471971, N 3078469806, N 3078461251 о предварительном согласовании предоставления 11 земельных участков, площадью по 1500 кв.м в д.Ильинское Вологодского муниципального округа для ведения огородничества согласно представленным схемам.
02.10.2023 и от 03.10.2023 решениями администрации Вологодского муниципального округа от N ПСЗУ-20231002-14738539306-4, N ПСЗУ-20231002-14738464989-4, N ПСЗУ-20231002-14739131300-4, N ПСЗУ-20231003-14745906841-4, N ПСЗУ-20231003-14746109850-4, N ПСЗУ- 20231003-14746215132-4, N ПСЗУ-20231003-14746322853-4, N ПСЗУ-20231003-14746438715-4, N ПСЗУ-20231003-14746556075-4, N ПСЗУ- 20231003-14746720874-4, N ПСЗУ-20231002-14737980404-4 Субботенко Е.А. отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, площадью по 1500 кв.м для ведения огородничества в связи с тем, что схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, приложенные к заявлениям, не соответствуют установленным требованиям к их подготовке; утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (не учтен проект планировки д.Ильинское Майского сельского поселения Вологодского муниципального района).
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11.10, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 12, 26, 42, 45, 85 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что - решения от 02.10.2023 N ПСЗУ-20231002-14738539306-4, N ПСЗУ-20231002-14738464989-4, N ПСЗУ-20231002-14739131300-4, от 03.10.2023 N ПСЗУ-20231003-14745906841-4, N ПСЗУ-20231003-14746109850-4, N ПСЗУ-20231003-14746215132-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления Субботенко Е.А. 6 земельных участков приняты администрацией Вологодского муниципального округа в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку данные земельные участки пересекают границы красных линий, территорий общего пользования, что исключает возможность их предоставления на каком-либо праве;
- решения от 03.10.2023 N ПСЗУ-20231003-14746322853-4, N ПСЗУ-20231003-14746438715-4, N ПСЗУ-20231003-14746556075-4, N ПСЗУ- 20231003-14746720874-4, от 02.10.2023 N ПСЗУ-20231002-14737980404-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления Субботенко Е.А. 5 земельных участков, площадью по 1500 кв.м для ведения огородничества, основанные на том, что проект планировки д.Ильинское не предусматривает формирование земельных участков "для ведения огородничества", носят незаконный характер и нарушают права и законные интересы Субботенко Е.А, так как в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Майского сельского поселения Вологодского муниципального района данные земельные участки расположены в территориальной зоне "ЗН" - "зона населенного пункта", где в соответствии с градостроительным регламентом одним из основных видов разрешенного использования является "ведение огородничества 13.1".
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда согласилась с указанными выводами.
Однако состоявшиеся судебные акты в части удовлетворения административного иска противоречат закону и обстоятельствам дела.
Содержание понятия территории общего пользования дано в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К ним относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Проанализировав положения приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что красные линии и границы территорий общего пользования, ограниченных в обороте, в силу положений статьи 15 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливаются в проектах планировки территорий.
Проектом планировки д.Ильинское Майского сельского поселения Вологодского муниципального района, утвержденным постановлением администрации Майского сельского поселения от 29.01.2013 N 21, утвержден план красных линий, которыми обозначены границы территорий общего пользования (в том числе проектируемой улично-дорожной сети).
Согласно схеме, выполненной старшим инженером-землеустроителем отдела земельных отношений управления имущественных отношений администрации Вологодского муниципального округа, 6 испрашиваемых административным истцом земельных участков пересекают границы территорий общего пользования и красных линий, предусмотренных проектом планировки д.Ильинское Вологодского муниципального района (л.д. 146, 191).
Оснований не доверять представленному административным ответчиком чертежу, подтверждающему пересечение испрашиваемых земельных участков с территориями общего пользования, красными линиями, у судебной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное и принимая во внимание недопустимость предоставления гражданам земельных участков, занятых территориями общего пользования, то отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления 6 земельных участков, следует признать законным.
Однако требования истца в оставшейся части удовлетворены неправомерно.
Подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Таким образом, законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления проверять схемы расположения земельных участков на соответствие проекту планировки территории.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В пункте 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под элементом планировочной структуры понимается часть территории поселения, муниципального округа, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года N 738/пр утверждены виды элементов планировочной структуры: район; микрорайон; квартал; территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; территория транспортно-пересадочного узла; территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; улично-дорожная сеть.
СП 476.1325800.2020. Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.01.2020 N 33/пр) утверждены требования к планировке, застройке и благоустройству территории жилых микрорайонов на территории городских и сельских поселений, а именно:
Абзацем вторым пункта 4.4. СП 476.1325800.2020 установлено, что планировочная структура, функциональная организация территории жилого микрорайона и параметры размещаемой застройки определяются проектом планировки территории.
Пунктом 7.16 СП 476.1325800.2020 установлено, что в составе жилого микрорайона, формируемого на территории населенных пунктов сельских поселений, размещаются многоквартирные малоэтажные жилые дома, блокированные жилые дома с приквартирными участками и индивидуальные отдельно стоящие жилые дома с приусадебными земельными участками.
Границами кварталов являются красные линии сельских улиц и дорог, территорий общего пользования, границы зон размещения жилой застройки.
Жителей многоквартирных жилых домов следует обеспечивать участками для размещения хозяйственных построек, ведения садоводства и огородничества, развития личного подсобного хозяйства за пределами жилых зон, на земельных участках, не являющихся резервом для жилищного строительства, с соблюдением природоохранных, санитарных, противопожарных и зооветеринарных требований.
Проектом планировки территории земельного участка в д. Ильинское Майского сельского поселения Вологодского муниципального района, утвержденным постановлением администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района от 27.10.2014 N 368 (в ред. постановления администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области от 30.08.2022 г. N 205 "Об утверждении проекта внесения изменений в Проект планировки территории в д. Ильинское Майского сельского поселения Вологодского района Вологодской области") испрашиваемые административным истцом земельные участки расположены в пределах элемента планировочной структуры, предусмотренного для застройки многоквартирными домами (квартал малоэтажной многоквартирной жилой застройки).
Таким образом, схемы расположения земельных участков, представленные административным истцом на утверждение, прямо противоречат положениям проекта планировки территории, что в силу подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием к отказу в их утверждении.
Имеющиеся в судебных актах ссылки на положения Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского послание не могут служить основанием для удовлетворения иска, так как схема расположения земельного участка в силу прямого указания закона проверяется на соответствие положениям проекта планировки территории.
Противоречия проекта планировки территории нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую, силу судами не установлено, поскольку строительство малоэтажной многоквартирной жилой застройки предусмотрено именно в том месте, где Субботенко Е.А. испрашивает земельные участки, а не во всей функциональной и территориальной зоне земель населенного пункта.
Более того, процедура оспаривания нормативных правовых актов, к которым относится и проект планировки территории, регулируется главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На момент рассмотрения настоящего спора проект планировки территории д. Ильинское Майского сельского поселения Вологодского муниципального района не оспорен в установленном порядке и недействующим не признан.
Ссылки суда апелляционной инстанции на то что срок реализации Проекта планировки территории в д.Ильинское Майского сельского поселения Вологодского муниципального района установлен до 2025 года, не имеют правового значение и не могут служить основанием для неприменения положений действующего нормативного правового акта поскольку он не утратил силу на момент рассмотрения настоящего спора. Кроме того, данный нормативный правовой акт был применён судами первой и апелляционной инстанции для обоснования частичного отказа в удовлетворении иска и проигнорирован при вынесении решения о признании незаконными решений органа местного самоуправления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В связи с чем состоявшиеся по делу судебные акты содержат противоречия, подлежащие приведению в соответствие с действующим законодательством.
Принятые по делу судебные акты подлежат отмене в части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского районного суда Вологодской области от 06 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 марта 2024 года в части удовлетворения иска Субботнего Е.А. отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований о признании незаконными решения администрации Вологодского муниципального округа от 03.10.2023 N ПСЗУ-20231003-14746322853-4, N ПСЭУ-20231003-14746438715-4, N ПСЗУ-20231003-14746556075-4, N ПСЭУ-20231003-14746720874-4, от 02.10.2023 N ПСЗУ-20231002- 14737980404-4 об отказе Субботенко Е. А. в предварительном согласовании предоставления земельных участков, площадью по 1500 кв.м каждый в д.Ильинское Вологодского муниципального округа для ведения огородничества, возложении на администрацию Вологодского муниципального округа обязанности по повторному рассмотрению заявлений Субботенко Е. А. N N 3078476486, 3078474416, 3078471971, 3078469806, 3078461251 о предварительном согласовании предоставления земельных участков, площадью по 1500 кв.м каждый в д.Ильинское Вологодского муниципального округа для ведения огородничества.
В остальной части решение Вологодского районного суда Вологодской области от 06 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 марта 2024 года оставить без изменения.
Решение Вологодского районного суда Вологодской области от 06 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 марта 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.