Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шипыревой А. А. на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 18 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2023 г. по административному делу N 2а - 636/2023 по административному исковому заявлению Шипыревой А. А, Бартош Н. А, Троянова И. В, Трояновой А. В. к администрации Костомукшского городского округа, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным постановления об утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шипырева А.А, Бартош Н.А, Троянов И.В, Троянова А.В. обратились с административным иском, в котором просили суд признать незаконным и отменить постановление администрации округа от 05.04.2023 N 202 "Об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории под многоквартирными домами N 13 по ул. Заречной п. Заречный Костомукшского городского округа Республики Карелия", исключить из ЕГРН сведения о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером N, обязать административных ответчиков подготовить схему расположения спорного земельного участка с учетом границ фактического землепользования.
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административные истцы являются собственниками квартир в многоквартирном доме с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес". На основании утвержденной постановлением администрации Костомукшского городского округа от 05.04.2023 N 202 схемы расположения земельного участка и оформленного межевого плана земельный участок под многоквартирным домом N 13 по ул. Заречной в п. Заречный 25.04.2023 поставлен на кадастровый учет (площадь - 2 323 кв.м, кадастровый номер N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Территориальная зона Ж-4. Зона застройки индивидуальными и блокированными домами). Несогласие административных истцов со схемой расположения земельного участка обусловлено установлением границы, проходящей вдоль улицы Заречной, обозначенной от точки 1 до точки 14. В ходе проведения публичных слушаний Шипыревой А.А. ввиду сложившегося на протяжении пятнадцати лет порядка землепользования были внесены предложения по включению в границы земельного участка части территории охранной линии электропередач по существующему ограждению и существующего проезда к объекту капитального строительства с кадастровым номером N, которые в протокол публичных слушаний включены не были. Заявление о разъяснении оснований для отказа во внесении предложений и замечаний участников публичных слушаний от 18.04.2023 оставлено администрацией округа без ответа. Указывая, что протокол публичных слушаний составлен с нарушением ГрК РФ, местоположение земельного участка и границы образованы с нарушением методических рекомендаций и фактического землепользования по имеющимся схемам.
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 18 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 15 мая 2024 года, заявитель просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и настаивая на доводах административного иска.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что административные истцы являются собственниками квартир, расположенных в многоквартирном доме с кадастровым номером N по адресу: "адрес" с 27.01.2011 принадлежит Шипыревой А.А, квартира N 2 с 28.06.2019 - Бартош Н.А, квартира N 3 с 26.09.2011 на праве общей совместной собственности - Троянову И.В. и Трояновой А.В.
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 18 ноября 2020 г. и дополнительным решением от 15 марта 2021 г, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 августа 2021 г, был удовлетворен иск Шипыревой А.А. к Троянову И.В, Трояновой А.В, Бартош Н.А, администрации Костомукшского городского округа, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о признании отсутствующим права собственности на земельные участки.
В связи с тем, что единый земельный участок под многоквартирным домом до введения в действие ЖК РФ сформирован не был, вместе с тем, под частями указанного дома образованы земельные участки с кадастровыми номерами N, N и N, предоставленные правообладателям спорного дома и расположенных в нем помещений, и существование указанных земельных участков препятствует реализации жилищных прав собственников, предусмотренных статьями 36, 289, 290 ЖК РФ, и нарушает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, суд признал отсутствующим право собственности Бартош Н.А. на земельный участок с кадастровым номером N площадью 776 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения садоводства, а также право общей совместной собственности Троянова И.В. и Трояновой А.В. на земельный участок с кадастровым номером N площадью 1116 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального дачного строительства, расположенные по адресу: "адрес", с аннулированием и исключением из ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми номерами N, N, N и о правах на них.
Административный истец обратился в администрацию округа с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом N 13 по ул. Заречной в п. Заречный.
Схема расположения земельного участка под указанным многоквартирным домом была разработана в 2022 г. ООО "Геоком" по поручению администрации округа.
По результатам публичных слушаний, проведенных администрацией округа, где повесткой дня значилась схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории под многоквартирным домом "адрес" (разработана ООО "Геоком" в 2022 г.), 29.03.2023 оформлен протокол публичных слушаний, из которого усматривается, что в качестве участников публичных слушаний присутствовали Шипырева А.А. и Троянова А.В, административные истцы по делу.
Из протокола публичных слушаний следует, что Шипыревой А.А. в ходе проведения публичных слушаний 29.03.2023 устно были внесены предложения о включении в границы образуемого земельного участка части территории охранной зоны линии электропередач, ориентируясь по существующему ограждению, а также существующего проезда к объекту капитального строительства с кадастровым номером N.
На основании результатов голосования (из семи зарегистрированных участников пять проголосовало "За"), оформленных протоколом публичных слушаний от 29.03.2023, администрацией округа 05.04.2023 вынесено оспариваемое постановление, явившееся основанием для направления в филиал ППК "Роскадастр" по Республике Карелия схемы расположения спорного земельного участка.
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 25.04.2023 с присвоением кадастрового номера N.
04.07.2023 истцы обратились в суд с административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из отсутствия нарушений прав административных истцов оспариваемым постановлением, так как решение об утверждении схемы расположения земельного участка принято в соответствии с методическими рекомендациями и правилами землепользования и застройки с учетом наличия действующих объектов (ЛЭП и сельской дороги) и того, что хозяйственная постройка не находится в общей совместной собственности жителей многоквартирного дома.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с частью 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктами 1 и 2 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 11.10 ЗК РФ регламентировано, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в статье 39.2 настоящего Кодекса, или собственником (собственниками) помещений в многоквартирном доме. В случае подготовки органом государственной власти или органом местного самоуправления указанной схемы расположения земельного участка срок такой подготовки должен составлять не более трех месяцев. Схема расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, до ее утверждения подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности для утверждения проекта межевания территории (пункт 2.1).
В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Приказом Минстроя России от 07.03.2019 N 153/пр утверждены Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (далее - Методические рекомендации).
Пункт 4 Методических рекомендаций устанавливает, что определение местоположения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется осуществлять при образовании такого земельного участка с учетом следующих особенностей: 1) под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок; 2) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах; 3) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка; 4) при определении границ образуемого земельного участка рекомендуется учитывать, что данный земельный участок, а также смежные с ним земельные участки должны отвечать требованиям статьи 11 Земельного кодекса; 5) в границы образуемого земельного участка не рекомендуется включать земли или земельные участки, в отношении которых у третьих лиц имеются права (собственности или иное законное право), земли или земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и иные территории общего пользования.
Как указано в пункте 6 Методических рекомендаций, при образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется рассматривать объекты, принадлежащие собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. В границы такого земельного участка целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом состоит из трех квартир. Под каждой частью дома (квартирой) ранее были образованы и переданы в собственность правообладателям жилых помещений земельные участки, имеющие различные виды разрешенного использования и площади, поставленные на государственный кадастровый учет.
На основании вступившего в законную силу судебного акта признано отсутствующим право собственности на земельные участки с аннулированием и исключением из ЕГРН соответствующих сведений о трех участках и правах на них.
На основании обращения административного истца в администрацию округа с заявлением об образовании земельного участка под многоквартирным домом N 13, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и порядком организации и проведения публичных слушаний в Костомукшском городском округе, утвержденным решением Совета Костомукшского городского округа от 27.09.2018 были проведены публичные слушания, оформленные протоколом от 29.03.2023, по утверждению схемы расположения спорного земельного участка.
Внесенные Шипыревой А.А. предложения о включении в границы образуемого земельного участка части территории охранной зоны линии электропередач, ориентируясь по существующему ограждению, а также о включении в границы земельного участка существующего проезда к земельному участку, расположенному под объектом капитального строительства с кадастровым номером N, были зафиксированы в протоколе, но при принятии решения не учтены с указанием соответствующих мотивов.
При таких обстоятельства, суды обосновано пришли к выводу о том, что предложения, внесенные административным истцом в ходе публичных слушаний по утверждению схемы расположения спорного земельного участка, правомерно отклонены, поскольку образование земельного участка под многоквартирным домом согласно предложениям Шипыревой А.А, то есть по сложившемуся на протяжении пятнадцати лет фактическому землепользованию привело бы к нарушению баланса частных и публичных интересов.
Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий (подпункт 3 статьи 105 ЗК РФ).
На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства" согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, не требуется.
Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; посадка и вырубка деревьев и кустарников; земляные работы на глубине более 0, 3 метра; полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи) (пункт 10).
В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается: а) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) (пункт 11).
Материалами дела подтверждается, что на части территории, которую административный истец просит включить в образуемый участок, расположен объект электросетевого хозяйства - ВЛИ -0, 4 кВ Л-18-2 от КТП-1-18 (в составе с КТП-1-18-ПКС 500260), включающий в себя воздушную линию между опорами N 10 и N 11 у домов N 13 и N 15 по ул. Заречной, принадлежащий АО "ИСК" на основании договора аренды N 11-01-403 от 28.08.2009, введенный в эксплуатацию с 1979 г.
С целью сохранения безопасного функционирования и эксплуатации объекта электросетевого хозяйства, а также исключения дополнительной хозяйственной нагрузки на охранную зону инженерных коммуникаций включение в границы образуемого земельного участка части территории охранной зоны ЛЭП, ориентируясь по существующему ограждению, правомерно признано администрацией округа нецелесообразным.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на то, что уменьшение расстояния между образуемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером N (ширины земельного участка для проектирования и размещения улично-дорожной сети), которое испрашивает административный истец, будет противоречить пунктам 11.12 и 11.6 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, пункту 5.5.27 СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного планирования".
Шипырева А. А. в ходе публичных слушаний внесла также предложение о включении в границы образуемого земельного участка существующего проезда к земельному участку, на котором расположен объект капитального строительства с кадастровым номером N.
Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером N представляет собой хозяйственную постройку площадью 29, 9 кв.м, принадлежащую на праве собственности Бартош Н.А, собственнику квартиры N 2 в многоквартирном доме.
Соответственно, указанное изменение границ также будет противоречить положениям пункта 4 Методических рекомендаций, согласно которому в границы образуемого земельного участка не рекомендуется включать земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, оспариваемое постановление соответствует закону и прав административных истцов не нарушает.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об отказе в удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы административный иск, апелляционная жалоба, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие - либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 18 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2023 г. по административному делу N 2а - 636/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Шипыревой А. А. - без удовлетворения.
Решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 18 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2023 г, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.