Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 07 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 23 января 2024 года по административному делу N 2а - 4385/2023 по административным искам Министерства здравоохранения Калининградской области к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области о признании незаконным предостережений.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Калининградской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что Территориальным органом Росздравнадзора по Калининградской области в его адрес объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 15.02.2023 N И39-368/23, от 01.03.2023 N И39-491/23, от 17.03.2023 N И39-672/23.
Основанием для объявления предостережения от 15.02.2023 N И39- 368/23 послужило обращение Куликовой М.А. по вопросу необеспечения её дочери Гончаренко Э.С. медицинскими изделиями: расходные материалы к инсулиновой помпе и тест-полосками к глюкометру. Согласно предостережению, не обслужены на дату проведения проверки льготные рецепты: "данные изъяты" от 08.12.2022 на медицинское изделие "резервуар для инсулиновой помпы ММт-332 N 3" - 3 уп.; N от 08.12.2022 на медицинское изделие "Устройство для инфузий квик-сет ММт-399 N 10" - 3 уп.; "данные изъяты" от 08.12.2022 на медицинское изделие "Устройство для инфузий квик-сет ММТ-399 N 10" - 3 уп.; Гончаренко Э.С. не обеспечена расходными материалами к инсулиновой помпе.
Основанием для объявления предостережения от 01.03.2023 N И39- 491/23 послужило обращение Кравченко А.Н. по вопросу необеспечения её дочери Кравченко В.К. медицинскими изделиями - расходными материалами к инсулиновой помпе "Medtronic". Согласно предостережению Кравченко В.К. с 12.12.2022 по дату проверки не обеспечена расходными материалами для инсулиновой помпы по льготному рецепту серия 2739- 22F-022 021435 от 12.12.2022 оформленного на получение медицинского изделия - инфузионной системы Medtronic - 3 уп.
Основанием для объявления данного предостережения от 17.03.2023 N И39-672/23 послужило обращение Мещеряковой А.А. по вопросу необеспечения её отца Мещерякова М.А. лекарственным препаратом "Гептор". Согласно предостережения с 01.12.2022 на дату проверки Мещеряков М.А. не обеспечен лекарственным препаратом с международным непатентованным названием Адеметионин по льготному рецепту 2739-22F-022 N 021006 от 01.12.2022.
Объявленные предостережения Министерство полагает не соответствующими закону и нарушающими права юридического лица, указывая, что они вынесены в адрес ненадлежащего субъекта, поскольку Министерство здравоохранения Калининградской области не осуществляет медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию и являющуюся предметом контроля качества и безопасности медицинской помощи, равно как и не осуществляет деятельность по предоставлению гражданам мер дополнительной социальной поддержки. Также обращает внимание, что по своему содержанию предостережения не содержат ссылок на соответствующие обязательные требования, предусматривающие их нормативный характер, сведений о том, какие конкретно действия (бездействие) Министерства могут привести или привели к нарушению обязательных требований, а также на то, какие меры необходимо принять в пределах своей компетенции по недопущению в дальнейшем нарушений, что влечет невозможность их исполнения. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Министерство здравоохранения Калининградской области просило суд признать незаконными предостережения Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области о недопустимости нарушения обязательных требований 15.02.2023 N И39 - 368/23, от 01.03.2023 N И39-491/23, от 17.03.2023 N И39-672/23 и признать незаконными действия Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области, выразившиеся в проведении проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в отношении Министерства.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области Башанкаев Э.Н, главный специалист отдела контроля и надзора фармацевтической деятельности Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области Черникова М.В, в качестве заинтересованного лица - ГКУ "Калининградская областная фармацевтическая компания" и в качестве заинтересованного лица ? ГБУЗ КО "Гурьевская центральная районная больница".
Определением суда от 27.06.2023 административные иски Министерства объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 07 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 23 января 2024 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными предостережения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области от 15.02.2023 N И39-368/23, от 01.03.2023 N И39-491/23, от 17.03.2023 N И39-672/23, объявленные Министерству здравоохранения Калининградской области. В остальной части требования административного иска оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 15 мая 2024 года представитель заявителя просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанции.
Отношения, возникающие в сфере здравоохранения граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который определяет, в том числе, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (ст.1).
Согласно п.8 ст.14 названного выше Федерального закона к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относится, в том числе, организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья.
Так, в соответствии с п.2 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесена разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, а именно: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей - инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, согласно п.1 которого Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
Приказом Минздрава России от 13.08.2020 N 844н утверждено Типовое положение о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, в силу п.11.1.2.1 которого Территориальный орган Росздравнадзора, помимо прочего, осуществляет проведение проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан.
Пунктом 4 ч.1 ст.45 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусмотрено, что контрольные (надзорные) органы могут проводить профилактические мероприятия в виде объявления предостережения.
В соответствии с ч.1 ст.49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248- ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Постановлением Правительства Калининградской области от 11.05.2010 N 311 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Калининградской области, согласно которому Министерство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим на территории Калининградской области функции по проведению государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения в рамках своих полномочий, лицензированию отдельных видов медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (п.1).
В соответствии с подп.2 и 20 п.9 Положения Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч.З ст.44 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско - акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в том числе Порядок отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов.
В соответствии с указанными нормативами отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско - акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, без рецепта и (или) по рецепту на лекарственный препарат, оформленному медицинскими работниками, а также по требованию медицинской организации для аптечной организации.
Отпуск лекарственных препаратов по рецептам осуществляется аптеками, аптечными пунктами, индивидуальными предпринимателями, медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций.
Вопросы назначения и выписывания медицинских изделий (за исключением технических средств реабилитации) при оказании медицинской помощи, за исключением скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в медицинских организациях, урегулированы Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1181 н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
Согласно п.8 названного Приказа для диагностики и лечения хронических заболеваний рецепты на медицинские изделия выписываются на курс лечения и диагностики до трех месяцев.
Кроме того, приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н утвержден Порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядок оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядок их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правила оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов.
Согласно п.п.10, 22 указанного Порядка рецептурный бланк формы N 14-1/у-04(л) оформляется при назначении лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой. Рецепты на бумажном носителе, в форме электронного документа, оформленные на рецептурном бланке формы N 14-1/у-04(л) и предназначенные для отпуска лекарственных препаратов гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы, детям-инвалидам, а также гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, требующими длительного курсового лечения, действительны в течение 90 дней со дня оформления, за исключением случаев, указанных в п.п.38 и 39 настоящего Порядка, при которых он действителен в течение 15 дней со дня оформления. Для лечения хронических заболеваний указанным категориям граждан лекарственные препараты с оформлением рецептов на бумажном носителе или рецептов в форме электронного документа могут назначаться на курс лечения до 180 дней.
Приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 15.05.2019 N 336 "Об организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа от 04.05.2018 N 245" утвержден Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Калининградской области, в том числе, порядок выдачи рецептов, порядок отпуска лекарственных препаратов и медицинских изделий по выписанным рецептам, порядок формирования номенклатуры и объема лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для проведения государственных закупок для обеспечения отдельных категорий граждан.
Судом первой инстанции установлено, что 15.02.2023 года Территориальным органом Росздравнадзора по Калининградской области Министерству здравоохранения Калининградской области объявлено предостережение N И39 - 368/23 о недопустимости нарушения обязательных требований с указанием на то, что Гончаренко Э.С. в период с 08.12.2022 по 15.02.2023 не была обеспечена расходными материалами к инсулиновой помпе.
Согласно предостережению от 01.03.2023 N И39-491/2023 Росздравнадзора Кравченко В.К. в период с 12.12.2022 по 01.03.2023 не обеспечена расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronic.
Из предостережения Росздравнадзор от 17.03.2023 N И39-672/2023 следует, что Мещеряков М.А. в период с 01.12.2022 по 17.03.2023 не обеспечен лекарственным препаратом МИН Адеметионин.
Территориальным органом Росздравнадзора по Калининградской области Министерству в п.3 указано на необходимость принять меры к недопущению в дальнейшем нарушений, направить уведомления об их исполнении.
В качестве нормативного обоснования объявленных предостережений и возложения на Министерство обязанности исключить нарушения обязательных требований Росздравнадзор сослался на п.2 ч.1 ст.16 Федерального закона N 323 - ФЗ, в силу которого к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Следовательно, организация закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, как за счет субвенций из федерального бюджета, так и счет средств бюджетов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Обращаясь в суд с административными исками, Министерство здравоохранения Калининградской области настаивало на незаконности действий Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области по проведению проверок и объявленных по результатам таких проверок предостережений, указывая, что Министерство, действуя в рамках своих полномочий, надлежащим образом обеспечило организацию закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, каких-либо обязательных требований закона не нарушило, и критикуя содержание предостережений, ссылаясь на их неконкретизированность и, как следствие, на невозможность их исполнения.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства здравоохранения Калининградской области о признании незаконными действий Территориального органа Росздравнадзора по Калининградской области, выразившиеся в проведении проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в отношении Министерства, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что Территориальный орган вправе проводить профилактические мероприятия в виде объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушения обязательных требований, не повлекших причинение вреда или угрозу его причинения, отметив при этом, что проверка качества медицинской деятельности, непосредственно связанной с обеспечением льготной категории граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, несмотря на указание об этом в оспариваемых предостережениях, Территориальным органом в отношении Министерства здравоохранения Калининградской области не проводилась, меры реагирования, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ в отношении Министерства не применялись, представления не выносились.
В этой части решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Удовлетворяя административные исковые требования в части о признании незаконными объявленных Территориальным органом Росздравнадзора по Калининградской области Министерству здравоохранения Калининградской области предостережений, суд первой инстанции исходил из того, что допустимых и бесспорных доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения Министерством функций по организации обеспечения граждан Калининградской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не представлено, вывод о наличии в деятельности Министерства нарушений сделан без учета фактических данных о закупках и количестве выданных и реализованных льготных рецептов, без проверки деятельности аптечных пунктов и состояния остатков медицинских изделий и препаратов на складе, на основе анализа программного комплекса "Асулон М-Аптека", в котором информация отражается с опозданием. При этом суд установил, что необходимых медицинских изделий и лекарственных препаратов было закуплено в достаточном количестве, а необеспечение указанных в предостережениях лиц этими изделиями и препаратами было вызвано не бездействием Министерства, а недостатками в работе поликлинических отделений и аптечных пунктов, которые являются структурными подразделениями медицинских организаций. Судом обоснованно отмечено, что обжалуемые предостережения не содержат указаний на обязательные требования, которые были нарушены, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) Министерства могут привести или приводят к нарушению обязательных требований.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
По информации КОФК от 20.06.2023 по состоянию на 08.12.2022 медицинских изделий и лекарственных препаратов для обеспечения Калининградской области имелось в достаточном количестве, в том числе, в аптечном пункте Гурьевской ЦРБ.
В целях обеспечения Калининградской области медицинскими изделиями - резервуарами для инсулиновой помпы, инфузионными наборами и препаратом МНН Адеметионин КОФК заключены контракты на поставку медицинских изделий N 0335200014921004985 от 2801.2022, N 0335200014922001827 от 01.08.2022, N 085РЛ2022 от 02.11.2022 на общее количество резервуаров 1364 уп, N 0335200014921004979 от 27.01.2022, N 0335200014922001827 от 01.08.2022, N 086РЛ2022 от 02.11.2022 на общее количество инфузионных наборов 1409 уп, N 0335200014921004946 от 21.11.2022, N 050РЛ2022 от 29.04.2022, N 0335200014922002324 от 06.09.2022 на общее количество препарата МНН Адеметионин 4078 уп.
Таким образом, Министерством здравоохранения Калининградской области, как органом государственной власти субъекта, должным образом осуществлялись полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
На основании приказа Министерства здравоохранения Калининградской области от 04.07.2023 N 445 Гурьевской ЦРБ проведена проверка, по результатам которой в заключении изложены недостатки, выявленные в работе поликлинического отделения Гурьевской ЦРБ, аптечного пункта являющегося структурным подразделением проверяемой медицинской организации, при ведении медицинской документации сотрудниками поликлиники, организации работы аптечного пункта предоставляющего дополнительную меру социальной поддержки в виде набора социальных услуг при организации льготного лекарственного обеспечения медицинскими изделиями и лекарственными препаратами.
В ходе проверки установлено, что установлено, что Гурьевская ЦРБ имеет в составе поликлиническое отделение и входящий в структуру медицинской организации аптечный пункт, организованный с целью выполнения работ, услуг по фармацевтической деятельности для осуществления льготного лекарственного обеспечения при предоставлении меры социальной поддержки в виде набора социальных услуг.
По данным персонифицированного учета информационной системы "Асулон М- Аптека плюс ЛПУ" 12.12.2022 Гончаренко Э.С. была обеспечена медицинским изделием тест полоски для глюкометра N 50 в количестве 9 упаковок, 17.02.2023 была обеспечена медицинским изделием ? резервуар для инсулиновой помпы MiniMed ММТ-332А 3 мл N 10 в количестве - 3 в полном объеме в срок установленный Приказом N 1181 н; в срок, установленный Приказом N 1181 н. При этом рецепт оформленный одновременно с обеспеченным в указанную дату, врачом отмечен как испорченный, по причинам допущенных нарушений при его оформлении в виде выписки медицинских изделий в количестве сверх предусмотренного стандартом и приказами Минздрава РФ при отсутствии оснований. На дату оформления вышеуказанных рецептов (от 08.12.2022) в аптечном пункте ГЦРБ имелись: медицинские изделия - резервуары для инсулиновой помпы MiniMed ММТ 332А в количестве 4 упаковок, устройства для инфузий MiniMed Quick-set в количестве 5 упаковок.
В распоряжении КОФК для обеспечения Калининградской области по состоянию на 08.12.2022 медицинские изделия - резервуары для инсулиновой помпы MiniMed ММТ 332А имелись в количестве 56 упаковок, устройства для инфузий MiniMed Quick-set имелись в количестве 52 упаковок.
По данным персонифицированного учета информационной системы "Асулон М-Аптека плюс ЛПУ" 29.01.2022 Мещеряков А.М. был обеспечен лекарственным препаратом по ТН Гептор 400 мг N 20 в количестве 3 упаковок, в полном объеме в срок установленный Приказом N 1093н. Так же 04.03.2022 Мещеряков А.М. был обеспечен лекарственным препаратом по ТН Гептор 400 мг N 20 в количестве 3 упаковок; 01.04.2022 был обеспечен лекарственным препаратом по ТН Гептор 400 мг N 20 в количестве 3 упаковок; 30.04.2022 был обеспечен лекарственным препаратом по ТН Гептор 400 мг N 20 в количестве 3 упаковок, 25.05.2022 был обеспечен лекарственным препаратом по ТН Гептор 400 мг N 20 в количестве 9 упаковок, 06.09.2022 был обеспечен лекарственным препаратом по ТН Гептор 400 мг N 20 в количестве 9 упаковок, а так же был обеспечен лекарственным препаратом по ТН Фосфоглив N 50 в количестве 6 упаковок, в полном объеме и в срок, установленный Приказом N 1093н.
Таким образом, Мещеряков А.М. был обеспечен лекарственным препаратом с МНН Адеметионин на срок до 04.12.2022, а с учетом дополнительной выдачи лекарственного препарата, входящего в группу гепатопротекторов с МНН Фосфолипиды+ Глицирризиновая кислота N 50 в количестве 6 упаковок, то гепатопротективную терапию Мещеряков А.М. получал до 14.03.2023.
Согласно данным персонифицированного учета информационной системы "Асулон М-Аптека плюс ЛПУ" 10.12.2022 Мещеряков А.М. был обеспечен лекарственным препаратом по ТН Фосфоглив N 50 в количестве 6 упаковок, в полном объеме и в срок, установленный Приказом N 1093н.
При этом на дату оформления рецептов (от 01.12.2022) в аптечном пункте ГЦРБ имелся лекарственный препарат с МНН Адеметионин в количестве 3 упаковок. В распоряжении ГКУ "КОФК" для обеспечения Калининградской области по состоянию на 01.12.2022 лекарственный препарат с МНН Адеметионин имелся в количестве 215 упаковок.
За проверяемый период сведений в единой информационной медицинской системе "БАРС" об ухудшении состояния Мещерякова А.М. не имеется. Гурьевская ЦРБ уведомлений об отсутствии в аптечном пункте ГЦГБ препаратов с МНН Адеметионин в Министерство здравоохранения Калининградской области и КОФК не направлялось.
По данным персонифицированного учета информационной системы "Асулон М-Аптека плюс ЛПУ" 18.02.023 Кравченко В.К. была обеспечена медицинским изделием - инфузионный набор MiniMed Quick-set МТТ 399А N 10 в количестве - 3 уп, в срок, не превышающий три месяца; за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 был обеспечена медицинскими изделиями - инфузионными наборами MiniMed Quick-set N 10 (устройствами для инфузий MiniMed Quick-set N 10) в количестве 9 уп. (90 шт.).
Кроме того установлено, что Кравченко В.К. получает интенсивную инсулинотерапию в режиме помпы Медтроник 754 с марта 2022 года, а также с учётом даты обращения за медицинскими изделиями (01.04.2022) первоначального получения медицинских изделий по льготному рецепту 2739-22F-022 N 012255, в 2022 году Кравченко В.Г. была обеспечена медицинскими изделиями - инфузионными наборами MiniMed Quick-set на весь период с 01.04.2022 года.
На дату оформления льготного рецепта 2739-22F-022 N 021435 от 12.12.2022 в распоряжении КОФК для обеспечения имелись медицинские изделия - инфузионными наборами MiniMed Quick-set имелись в количестве 46 уп, в аптечном пункте Гурьевской ЦРБ имелось 4 уп.
Сведений, подтверждающих факт (даты) обращения Кравченко В.К. в аптечный пункт ГЦРБ за получением медицинских изделий - инфузионных наборов MiniMed Quick-set по льготному рецепту 2739-22F-022 N 021435 от
12.12.2022 в период с 12.12.2022 (дата выдачи рецепта) по 18.02.2023 (дата обслуживания рецепта), в Гурьевской ЦРБ не имеется.
Установив, изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что со стороны Министерства здравоохранения Калининградской области какого - либо бездействия, повлекшего нарушение обязательных требований в пределах его полномочий, не допущено, а несвоевременное обеспечение граждан медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по оформленным им рецептам явилось следствием ненадлежащей организации работы поликлинических отделений и аптечных пунктов городских больниц.
При этом, вывод о наличии в деятельности Министерства нарушений обязательных требований должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора Черниковой М.В, проводившей проверку, сделан без учета фактических данных о закупках и количестве выданных и реализованных льготных рецептов, без проверки деятельности аптечных пунктов и состояния остатков медицинских изделий и препаратов на складе, на основе анализа программного комплекса "Асулон M-Аптека", в котором информация может отражаться с опозданием.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемые предостережения не соответствуют закону и нарушают права административного истца.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанциях и на правильность оспариваемого судебного акта не влияют.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения суда апелляционной инстанции и повлечь его отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены судебных актов не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г.Калининграда от 07 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 23 января 2024 года по административному делу N 2а - 4385/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области - без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 07 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 23 января 2024 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.