Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-289/2023 по кассационной жалобе административного истца государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия "Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия" (ГБУ СО "КЦСОН РК") на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 27 июля 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 26 октября 2023 года, которыми отказано в удовлетворении административного иска к государственному инспектору Беломорского и Сегежского районов по пожарному надзору, дознавателю отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия Воронкову "данные изъяты", государственному инспектору Беломорского и Сегежского районов по пожарному надзору, дознавателю отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия Омарову "данные изъяты", отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия, Главному управлению МЧС России по Республике Карелия о признании незаконными и отмене акта плановой выездной проверки, предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Карелия "Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия" (далее - ГБУ СО "КЦСОН РК") обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать незаконными акт плановой выездной проверки и предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В обоснование требований административный истец указал, что 24 марта 2023 года по результатам плановой выездной проверки в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора в отношении объекта контроля, принадлежащего ГБУ СО "КЦСОН РК", расположенного по адресу: "адрес", составлен акт плановой выездной проверки N 3 и выдано предписание N3/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 1 декабря 2023 года. Досудебная жалоба о признании акта и предписания незаконными оставлена без удовлетворения. Не согласившись с частью выявленных нарушений и указывая на проведение контрольно-надзорного мероприятия с существенными процессуальными нарушениями требований Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), административный истец обратился в суд и просит признать незаконными и отменить вышеуказанные акт и предписание.
Определением Беломорского районного суда Республики Карелия от 27 июля 2023 года прекращено производство по административному делу в части признания незаконным и отмене акта плановой выездной проверки от 24 марта 2023 года N 3, поскольку оспариваемый акт не является решением по результатам проверки, а является средством фиксации нарушений, которое не порождает для административного истца правовых последствий, поэтому не подлежит самостоятельному оспариванию и проверке судом.
Решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 27 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 26 октября 2023 года, отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 24 марта 2023 года N3/1.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить состоявшиеся судебные акты, как принятые при неправильном применении норм материального права, и вынести новое решение, удовлетворив административный иск в полном объеме.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено.
При рассмотрении дела судами установлено, что решением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия Тарановым С.К. от 1 марта 2023 года N 3 в отношении ГБУ СО "КЦСОН РК" назначено проведение плановой выездной проверки с 13 по 24 марта 2023 года объекта пожарной защиты, расположенного по адресу: "данные изъяты" (далее - объект пожарной защиты).
24 марта 2023 года по результатам проверки государственными инспекторами Беломорского и Сегежского районов по пожарному надзору, дознавателем ОНД и ПР по Беломорскому и Сегежскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Карелия Воронковым В.О. и Омаровым Р.Э. составлен акт плановой выездной проверки N 3 (далее - акт N 3) и ГБУ СО "КЦСОН РК" выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 3/1 (далее - предписание N 3/1), в котором указан перечень выявленных нарушений требований пожарной безопасности и сроки устранения таких нарушений.
Решением Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 27 апреля 2023 года N ДОК-2458 отказало в удовлетворении жалобы ГБУ СО "КЦСОН РК" о признании незаконными акта N 3 и предписания N 3/1.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении иска о признании незаконным предписания N 3/1, суды исходили из того, что предписание выдано компетентным должностным лицом с соблюдением процессуального порядка, установленного Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 248-ФЗ), в связи с выявлением на объекте пожарной защиты нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок устранения выявленных нарушений определен с учетом разумности и соразмерности выявленным нарушениям.
Выводы судов являются правильными.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 248-ФЗ объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - объект контроля) являются здания, которыми организации владеют и (или) пользуются, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В силу частей 1 и 5 статьи 65 Федерального закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание; 9) экспертиза; 10) эксперимент. Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых инспектором и лицами, привлекаемыми совершению контрольных (надзорных) действий.
Под выездной проверкой понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействие конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа (часть 1 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ).
В ходе выездной проверки могут совершаться все перечисленные в статье 65 Федерального закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) действия.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Федерального закона N 248-ФЗ под инструментальным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, совершаемое инспектором или специалистом по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалом, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также подтверждения соответствия продукции (товаров) обязательным требованиям.
По результатам инструментального обследования инспектором или специалистом составляется протокол инструментального обследования (ч. 4 ст. 82 Федерального закона N 248-ФЗ).
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено (часть 2 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ).
Пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Судами установлено, что в при проведении плановой выездной проверки производственного объекта - здания чрезвычайно высокого риска, класс опасности - I, принадлежащего административному истцу на праве оперативного управления, расположенного в п. Сосновец Беломорского района, предназначенного для предоставления социальных услуг маломобильным гражданам, нуждающимся в круглосуточном постороннем уходе, должностными лицами выявлено 12 нарушений требований пожарной безопасности.
За идентичные нарушения, которые были выявлены при проведении предшествующей проверки подразделения в п. Сосновец, проведенной в ноябре 2022 года, постановлением заместителя ОНД Тарановым С.К. от 6 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 30 марта 2023 года и апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 17 мая 2023 года, ГБУ СО "КЦСОН РК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.24 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа.
Решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 18 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 9 октября 2023 года, по административному делу N 2а-125/2023 отказано в удовлетворении административного иска ГБУ СО "КЦСОН РК" о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 14 ноября 2022 года N 48/1.
В соответствии с частью 3 статьи 64 КАС РФ вступившие в законную силу постановления суда по административному делу и по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Таким образом, факт нарушения требований пожарной безопасности, установлен и подтвержден вступившими в законную силу судебными актами. Доказательства передачи проверяющим лицам до составления акта проверки и выдачи предписания документов в подтверждение факта устранения нарушений (или части нарушений) административным истцом не представлены.
Из материалов настоящего дела следует, что результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформлены надлежащим образом, все контрольные мероприятия проведены в пределах предмета государственного пожарного надзора, в установленные решением контролирующего органа сроки проведения проверки, лицами уполномоченными решением от 1 марта 2023 года, при проведении всех контрольных мероприятий присутствовали полномочные лица контролируемого лица (ФИО8, ФИО9). Нарушений порядка проведения проверки, перечень которых содержится в части 2 статьи 91 Федерального закона N 248-ФЗ, влекущих признание результатов проверки недействительными, не установлено, осуществленная ранее плановая проверка окончена 14 ноября 2022 года, и информация о проведении рассматриваемого контрольного (надзорного) мероприятия включена в соответствующий реестр.
Протокол инструментального обследования содержит все необходимые сведения, соответствует части 4 статьи 82 Федерального закона N 248-ФЗ, поэтому суд обоснованно отклонил ходатайство истца о признании его недопустимым доказательством.
С учетом изложенного у суда не имелось основания для удовлетворения административного иска. Более того, судом правильно указано, что допущенные ГБУ СО "КЦСОН РК" нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в обследованном здании, в связи с чем суд отклонил доводы истца о неразумности срока, предоставленного для устранения допущенных нарушений.
Иные доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, выраженную при разбирательстве дела в судах обоих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки судом и получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных актов.
Несогласие административного истца с выводами суда в связи с иным толкованием норм права, примененных судом, правильность выводов суда также не опровергают, о нарушении норм материального права не свидетельствуют, и не могут служить основанием для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 27 июля 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 26 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение составлено 24 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.