Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 25 января 2024 года по административному делу N 2а-4562/2023 по административному исковому заявлению Чупракова А. К. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения прав.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чупраков А.К. обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением в котором указал, что на основании Распоряжения Правительства Санкт- Петербурга от 08.10.2020 N 1943-P3K между сторонами 18.06.2021 сроком на три года был заключен договор N 18/3K-03217 аренды земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 615 кв.м. 31.01.2023 административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка (вх. N 04-26-4452/23-0-0 от 31.01.2023). В соответствии со ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации административный ответчик обязан был принять решение по заявлению не позднее 15.02.2023, однако на момент обращения в суд заявление рассмотрено не было. Бездействие ответчика по направлению административному истцу ответа на заявление нарушает его права на приобретение земельного участка в собственность, порождает неопределенность в будущем, носит негативный характер, так как подрывает авторитет органа государственной власти. Полагая свои права нарушенными, административный истец просил признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Правительства Санкт- Петербурга в направлении ответа на заявление от 31.01.2023, обязать административного ответчика в месячный срок со дня вступления решения в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли- продажи земельного участка с кадастровым N, который направить истцу для подписания.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 25 января 2024 года, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга в предоставлении ответа на заявление Чупракова А.К. о передаче в собственность земельного участка N 31, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт- Петербург, г.Павловск, Графская дорога. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказал.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Статья 39.3 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность продажи, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков на торгах, проводимых в форме аукционов и без проведения торгов.
Пунктом 2 указанной статьи установлены исключения из общего правила и приведен исчерпывающий перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.
Вместе с тем, частью 1 статьи 8 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что в 2022 и 2023 годах при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
В соответствии с подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (в редакции от 30.12.2022, действующей на момент подачи истцом заявления), было установлено, что в 2022 и 2023 годах допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Таким образом, Правительством Российской Федерации в рамках антикризисных мер, направленных на поддержку социально-экономической стабильности и защиты населения Российской Федерации, предоставлено право гражданам выкупить без проведения торгов государственный или муниципальный земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленный ему в аренду при отсутствии у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Процедуры, предусмотренные пунктом 7 статьи 11.4, подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11, пунктом 7 статьи 39.15, пунктом 5 статьи 39.17, пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 14 календарных дней (подп. "в" п. 1 постановления Правительства РФ).
Следовательно, названным постановлением Правительства установлен специальный срок рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельного участка с собственность без проведения торгов, отличающийся от сроков, установленных в Земельном кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что Распоряжением Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга от 08.10.2020 N 1943-P3K Чупракову А.К. в аренду без проведения торгов предоставлен земельный участок площадью 615 кв.м, по адресу: "адрес", категорией земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства (с кадастровым номером N), что подтверждается вышеуказанным Распоряжением, договором аренды земельного участка N 18/ЗK-03217 от 18.06.2021, выпиской из ЕГРН от 03.03.2023 (л.д. 9-10, 11-15, 17-22).
31.01.2023 Чупраков А.К. обратился в Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга с заявлением о передаче ему в собственность за плату вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером N (л.д. 16).
В рамках рассмотрении заявления ответчиком 31.01.2023 направлены межведомственные запросы в Комитет градостроительства и архитектуры (КГА), отдел полевых обследований СПб ГКУ "имущество Санкт-Петербурга" о проведении обследования участка. 03.02.2023 поступил ответ из КГА, а 27.03.2023 акт обследования участка (л.д.41-42, 44-47).
29.12.2022 в адрес Комитета по контролю за имуществом Санкт- Петербурга (далее ККИ) направлен запрос о проведении обследования земельных участков в границах территории г.Павловска Графская дорога (130 земельных участков по договору аренды) на предмет наличия/отсутствия обстоятельств, препятствующих выкупу земельных участков с указанием признаков соответствия/несоответствия фактического использования земельного участка целям использования под "огородничество" (л.д.49).
Ввиду того, что ответ на вышеуказанный запрос от 29.12.2022 поступил 27.01.2023 в отношении пяти земельных участков, в число которых земельный участок с кадастровым номером N не входил, 15.03.2023 был направлен повторный запрос, ответ на который поступил 13.04.2023 об отсутствии признаков нарушений в использовании земельных участков, в том числе с кадастровым номером N (л.д.40, 43).
В связи с поступившей информацией из Комитета по градостроительству и архитектуре об отнесении проектом Генерального плана Санкт-Петербурга территории кадастрового квартала 0016401 по адресу: Санкт-Петербург, г.Павловск, Графская дорога-Горная дорога к трем функциональным зонам Р1-зона отдыха, Р2-зона озелененных территорий общего пользования, С0-зона садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан, в адрес вышеуказанного комитета
02.05.2023 направлен запрос об указании функциональной зоны в соответствии с проектом Генерального плана Санкт-Петербурга по каждому земельному участку индивидуально по приложенному перечню (л.д.38-39, 118).
25.05.2023 поступил ответ из Комитета по градостроительству и архитектуре на запрос от 02.05.2023, в соответствии с которым земельный участок истца в соответствии с проектом Генерального плана попадает в зону Р1-зона отдыха, по получении которого истцу был отказано в удовлетворении заявления.
Таким образом, информация на межведомственные запросы ответчика от 31.01.2023, в связи с поступившим заявлением истца, предоставлена 27.04.2023. Между тем, по истечении трех месяцев со дня обращения административного истца, в нарушение установленных сроков рассмотрения заявления, административным ответчиком направлен запрос от 02.05.2023 о получении информации о нахождении испрашиваемого земельного участка в функциональных зонах в соответствии с проектом Генерального плана Санкт-Петербурга, которая не требовалась для рассмотрения заявления с учетом положений ст.ст.39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства N 629 от 09.04.2022 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2-23 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы". При этом сведений о разработке и утверждении данного проекта генерального плана ответчиком не представлено. Кроме того, на момент обращения истца с заявлением 31.01.2023 ответчик обладал информацией о том, что запрос от 29.12.2022 Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга исполнен не в полном объеме, в том числе в отсутствие сведений в отношении спорного земельного участка, находящегося в пользовании истца, однако повторный запрос был направлен только 15.03.2023, то есть по истечении срока рассмотрения заявления истца.
При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика об отсутствии бездействия в рассмотрении заявления Чупракова А.К. являются несостоятельными. Заявление административного истца от 31.01.2023 рассмотрено с нарушением установленного действующим законодательством срока.
Отсутствие контроля должностного лица, осуществляющего государственную услугу, за несвоевременным поступлением ответов на запросы, не может являться уважительной причиной срока рассмотрения заявления.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что при установленном факте нарушения сроков рассмотрения заявления административного истца от 31.01.2023 о предоставлении земельного участка в собственность, имеет место бездействие административного ответчика Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга по своевременному рассмотрению заявления Чупракова А.К. в период с
21.02.2023 по 31.05.2023, не связанное с объективными обстоятельствами, не зависящими от административного ответчика.
Не соблюдением установленной действующим законодательством процедуры принятия решения по заявлению истца в установленные сроки, нарушено право административного истца быть информированным о вынесении решения о предоставлении земельного участка в собственность или отказе при наличии одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, которое административный истец должен был принять в течение 20 дней с даты обращения истца с заявлением.
Поскольку суд не вправе подменять собой государственный орган и обязывать его принять конкретные решения по нерассмотренным им вопросам, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об обязании административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца в установленный законом срок.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 25 января 2024 года по административному делу N 2а-4562/2023 по административному исковому заявлению Чупракова А. К. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения прав оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 25 января 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.