Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 23 августа 2023 года (N 2а-3914/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 декабря 2023 года по административному исковому заявлению Попова Д.В. к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Попов Д.В. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным иском к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в необеспечении надлежащими условиями труда, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 480 000 рублей. В обоснование требований указывал, что с ноября 2022 года осуществляет трудовую деятельность в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми в должности швеи в помещении, в котором находится его рабочее место, где отсутствовала приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением, сантехническое оборудование не соответствовало нормам и требованиям, отсутствовали горячее водоснабжение, душевое помещение, комната отдыха и место проведения отпусков и т.д.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 23 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 декабря 2023 года, административный иск Попова Д.В. удовлетворен частично. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в необеспечении надлежащими условиями труда Попова Д.В. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Попова Д.В. денежная компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 15 000 рублей. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 23 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 декабря 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 16 мая 2024 года, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, Попов Д.В. отбывает уголовную меру наказания в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми с 19 июля 2018 года в обычных условиях.
С 5 ноября привлечен к труду в должности швеи швейного производства ЦТАО ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми со сдельной оплатой труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, требованиями Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, проверил приведенные административным истцом доводы и, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что условия содержания в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, где отбывает наказание административный истец, не в полной мере отвечали требованиям действующего законодательства ввиду нехватки санитарно-гигиенических приборов в швейном цехе с их частичной неисправностью, не работающей приточно-вытяжной вентиляции в цехе, в связи с чем взыскал в пользу административного истца компенсацию за ненадлежащие условия содержания в сумме 15 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого судебного акта, с указанными выводами согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Попова Д.В. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 15 000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 23 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 23 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 декабря 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 августа 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.