Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 апреля 2024 г. по гражданскому делу N 2-1052/2024 по иску ФИО1 к администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, выслушав объяснения представителя ответчика Ильиной Ю.С, действующей на основании доверенности от 20 декабря 2023 г. сроком действия до 31 декабря 2024 г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Кировского района Санкт-Петербурга, в котором просит признать незаконным отказ в постановке на учёт по обеспечению жилым помещением в Санкт-Петербурге от 28 апреля 2017 г. N 00/519-17, возложить на ответчика обязанность включить истца в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2024 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 апреля 2024 г, в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Истец и представители третьих лиц в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с 1 августа 1996 г. по 29 августа 2005 г. находилась в числе воспитанников ГОУ "Кировский детский дом" на полном государственном обеспечении, данное учреждение переименовано в ГБУ Кировский ЦСПСД "Паруса надежды" и находится по адресу: Калужская обл, г. Киров, ул. Пушкина, д. 12-В.
С 3 сентября 2014 г. ФИО1 зарегистрирована составом семьи 5 человек: непосредственно ФИО1, супруг ФИО7, сын ФИО8, 2007 г. рождения, дочь ФИО9, 2012 г. рождения, сын ФИО10, 2020 г. рождения в отдельной трёхкомнатной квартире, жилой площадью 47, 4 кв. м, общей площадью 80, 9 кв. м, по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Квартира принадлежит ФИО7 на основании договора долевого участия в строительстве от 27 июня 2013 г.
17 апреля 2017 г. ФИО1 обратилась в администрацию Кировского района Санкт-Петербурга путём подачи заявления в МФЦ, с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На момент обращения в администрацию Кировского района ФИО12 исполнилось 30 лет.
На дату обращения истца действовал утверждённый распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 21 февраля 2014 г. N 123-р Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга согласно приложению (далее - Административный регламент).
28 апреля 2017 г. решением комиссии администрации Кировского района Санкт-Петербурга по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставления им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и осуществления контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений истцу было отказано в связи с тем, что она не относится к категории лиц, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), пунктом 2.8 Административного регламента.
28 апреля 2017 г. ФИО1 направлено уведомление об отказе во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами письменные доказательства по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями статьи 50, части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходил из того, что на момент обращения ФИО1 в администрацию Кировского района Санкт-Петербурга в апреле 2017 г. и по состоянию на момент разрешения спора истец обеспечена жилой площадью в Санкт-Петербурге, кроме того, истцом не представлены все документы, предусмотренные пунктом 2.6.1.1 Административного регламента, в частности, решение суда, вступившее в законную силу, об установлении факта о наличии оснований для включения в список в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем отказ администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 г. во включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, является законным и обоснованным.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отметив следующее.
Как следует из материалов дела, в том числе из содержания искового заявления, требования ФИО1, которой на момент предъявления иска исполнилось 36 лет, связаны с введением в действие с 1 января 2019 г. новой редакции статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и принятием постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства".
Действительно, указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждены новые Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с данными Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Приём заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации (п. 2).
В список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (п. 3).
Таким образом, новые Правила устанавливают порядок формирования соответствующего Списка, а также условия, при которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть включены в этот Список.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С 1 января 2013 г. приведённая норма стала действовать в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ внесены изменения, в том числе в пункте первом абзац второй после слов "в абзаце первом настоящего пункта" дополнен словами "по их заявлению в письменной форме", а в абзаце третьем слова "учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях" заменены словами "медицинских организациях и иных организациях"; после слов "профессионального образования" дополнены слова "профессионального обучения". Кроме того, в новой редакции изложены пункты 2 и 3 статьи 8, касающиеся обязанностей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, полномочий по формированию списка, а также порядка формирования списка.
Таким образом, правовое регулирование вопроса, касающегося непосредственно прав лиц рассматриваемой категории на обеспечение жилым помещением, по сути, осталось прежним: распространение дополнительных гарантий по социальной поддержке, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, возможно для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, до достижения ими возраста 23 лет, и с соблюдением лицами указанной категории заявительного характера.
Судом апелляционной инстанции учтены приведённые в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, правовые позиции относительно применения положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
Соответствующие правовые позиции содержатся и в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что оценка прав истца ФИО1 должна производиться из установления обстоятельств и причин, по которым истец своевременно (до 23 лет) не встала и не была поставлен на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также, что ей препятствовало в постановке на такой учёт.
Однако в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ истец не указала каких-либо объективных обстоятельств или уважительных причин, препятствующих ей своевременно реализовать свои жилищные права как ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Доказательств наличия уважительных причин, по которым до достижения возраста 23 лет имеющееся у нее право на предоставление жилого помещения не было реализовано, истцом в материалы дела не представлены.
Суд апелляционной инстанции признал несостоятельными доводы истца на возможность восстановить пропущенный срок на постановку её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине наличия у неё уважительных причин - незнание о таком праве.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Так, судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что Сухорукова У.В. достигла совершеннолетия 16 марта 2005 г, недееспособной не признавалась, каких-либо заболеваний, препятствующих реализации гражданских прав, не имеет, в то время как нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан Российской Федерации правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (статья 21 ГК РФ).
С заявлением о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в администрацию "адрес" Санкт-Петербурга обратилась только в апреле 2017 г. (в возрасте 30 лет), несмотря на то, что имела возможность (в отсутствие доказательств иного) самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет.
Кроме того, судом правильно сделан вывод о том, что на момент обращения к ответчику ФИО1 обеспечена жилым помещением в Санкт-Петербурге, тогда как обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурге не предусмотрено при обеспеченности лица жилым помещением (пункт 1 статьи 8 Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ).
С учётом изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что судами не установлены юридически значимые обстоятельства, необоснованно не истребовано учётное дело истца из исполнительных органов Калужской обл, не свидетельствуют о неправильности выводов судов двух инстанций, кассационная жалобы не содержит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, свидетельствуют о несогласии с выводами нижестоящих судов.
В силу части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку нарушений статьи 379.7 ГПК РФ, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.