Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Куклина Руслана Борисовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N21 Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от 14 марта 2024 года, решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Куклина Руслана Борисовича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N21 Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от 14 марта 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2024 года, Куклин Р.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить вышеуказанные судебные акты, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Куклина Р.Б. к административной ответственности) невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1882 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
В соответствии с пунктом 8 Правил направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 24 февраля 2024 года в 22 часа 10 минут "адрес" водитель Куклин Р.Б. в нарушение пункта 2.3.2 Правил не выполнил законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Поводом для направления Куклина Р.Б. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения послужил факт управления им транспортным средством "ВАЗ 21140", государственный регистрационный знак "данные изъяты", при наличии у Куклина Р.Б. запаха алкоголя изо рта (пункт 2 Правил).
В связи с наличием оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Куклину Р.Б. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Поскольку от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Куклин Р.Б. отказался, то есть при наличии законных оснований в соответствии с пунктом 8 упомянутых Правил, Куклин Р.Б. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, согласия пройти данную процедуру не выразил, в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в графе "пройти медицинское освидетельствование" Куклин Р.Б. собственноручно указал: "отказываюсь".
Отказ Куклина Р.Б. от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения также зафиксирован в протоколе об административном правонарушении и на видеозаписи.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к названному лицу в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечено применение видеозаписи.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 24 февраля 2024 года (л.д. 5); протоколом об отстранении от управления транспортным средством от 24 февраля 2024 года (л.д. 6); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 24 февраля 2024 года (л.д. 7); протоколом о задержании транспортного средства от 24 февраля 2024 года (л.д. 8); карточкой операции с водительским удостоверением (л.д. 9); списком административных правонарушений (л.д. 10-11); видеозаписью (л.д. 2) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, например, отказывается от прохождения того или иного вида исследования в рамках проводимого медицинского освидетельствования.
Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, протокол об отстранении от управления транспортным средством, протокол об административном правонарушении составлены должностным лицом ГИБДД в присутствии Куклина Р.Б. при соблюдении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах полномочий. Оснований сомневаться в достоверности изложенных в протоколах сведений не имеется, как и не имеется оснований для признания вышеуказанных процессуальных документов ненадлежащими доказательствами.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом ГИБДД в присутствии Куклина Р.Б, права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации были разъяснены Куклину Р.Б, что подтверждается подписью Куклина Р.Б. в соответствующей графе протокола, содержанием видеозаписи.
С содержанием процессуальных документов Куклин Р.Б. был ознакомлен, их копии Куклину Р.Б. вручены.
Основания, послужившие поводом полагать, что водитель транспортного средства Куклин Р.Б. находится в состоянии опьянения, выявлены уполномоченным должностным лицом и зафиксированы в процессуальных документах. Данное право предоставлено сотрудникам ГИБДД при осуществлении ими служебных обязанностей в рамках контроля за безопасностью дорожного движения, несогласие с такими действиями должностного лица полиции не ставит под сомнение их законность.
Требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, адресованное Куклину Р.Б, как водителю транспортного средства, являлось законным и обоснованным; наличие законных оснований для направления Куклина Р.Б. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения сомнений не вызывает.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно квалифицировали действия Куклина Р.Б. по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку он умышленно отказался от выполнения законного требования инспектора ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Доводы жалобы о том, что инспектор ГИБДД предлагал Куклину Р.Б. пройти медицинское освидетельствование на месте, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергается протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, подписанным Куклиным Р.Б. без замечаний, с указанием оснований для направления - отказ от прохождения от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, а также видеозаписью, из которой следует, что на вопрос инспектора ГИБДД пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения через прибор алкотектор Куклин Р.Б. отказался, впоследствии Куклину Р.Б. инспектором ГИБДД было предложено пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения в больнице от прохождения которого Куклин Р.Б. отказался.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, его объективная сторона состоит в невыполнении водителем законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении освидетельствования на состояние опьянения, при этом наличие или отсутствие состояния опьянения в объективную сторону данного состава административного правонарушения не входит, следовательно, не имеет значения для разрешения дела по существу.
Вопреки доводам жалобы, из материалов дела не следует, что Куклин Р.Б. был введен в заблуждение, напротив, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют об обратном.
Процессуальные документы изложены ясно, поводов, которые давали бы основания полагать, что Куклин Р.Б. не понимал суть происходящего и не мог в установленном порядке и своевременно заявить о намерении пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, не имеется.
Исследование имеющейся в деле видеозаписи позволяет сделать вывод, что Куклин Р.Б. осознавал ход применения мер обеспечения производства по делу, его действия свидетельствовали о нежелании прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, свой отказ от данного вида исследования Куклин Р.Б. выразил добровольно, как в устной форме, так и письменно, зафиксировав его собственноручно в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные мировым судьей и судьей районного суда обстоятельства данного дела не усматривается.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Куклина Р.Б. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств не свидетельствует о незаконности выводов судебных инстанций.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Куклину Р.Б. в пределах санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N21 Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от 14 марта 2024 года, решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Куклина Руслана Борисовича, оставить без изменения, жалобу Куклина Руслана Борисовича - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что водитель правомерно привлечен к ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, что является административным правонарушением. Судебные инстанции обоснованно квалифицировали действия водителя, учитывая наличие достаточных оснований для направления на освидетельствование и законность требований инспектора ГИБДД. Жалоба водителя была отклонена.