Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чемерисовой О.В, судей Алексеева Д.В, Шабанова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 июня 2024 года по административному делу N 2а-946/2024 по административному исковому заявлению Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, ФИО10 к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл, начальнику отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности и профилактикой работы Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл ФИО11, старшему инспектору отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактикой работы Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл ФИО12. о признании недействительным предписания.
Заслушав доклад судьи Чемерисовой О.В, изложившей обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, содержание обжалуемых судебных постановлений, объяснения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики Марий Эл - ФИО13, возражения представителя Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл - ФИО14. и инспектора ФИО15, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство), министр ФИО16 обратились в суд с административным исковым заявлением (с учетом дополнений) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл (далее - административный ответчик, Управление, ГУ МЧС России по Республике Марий Эл) о признании незаконным предписания от 30 октября 2023 года N 5 об устранении выявленных нарушений реализации полномочий.
В обоснование административного иска указано, что в период с 4 октября 2023 года по 30 октября 2023 года Управлением в отношении Министерства проводилась проверка, по ее результатам был составлен акт и выдано предписание, в которых указаны выявленные нарушения реализации полномочий, а именно: министерством не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не определен состав и структура формирований, входящих в состав сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; не проводятся штабные тренировки продолжительностью до 1 суток не реже 1 раза в год; не проводятся тактико-специальные учения 1 раз в год; не проводится обучение с работниками.
Считая свои права нарушенными, а предписание незаконным поскольку отсутствуют нарушения по пунктам 1 и 2, пункты 3-5 сформулированы некорректно, в целом предписание не содержит указание на проверяемый период, административные истцы обратились в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 марта 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 июня 2024 года в удовлетворении административного искового заявления Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов с принятием нового решения, приводя доводы аналогичные, изложенным в административном иске и апелляционной жалобе и выражая несогласие с выводами судов нижестоящих инстанций.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
Из материалов дела следует, что распоряжением ГУ МЧС России по Республике Марий Эл от 29 сентября 2023 года N 5 в рамках государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в порядке исполнения протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период, а также эффективности проведения мероприятий по ликвидации их последствий" от 8 февраля 2023 года, утвержденного Президентом Российской Федерации от 14 февраля 2023 года N Пр-267, и письма заместителя Министра МЧС России - главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 1 марта 2023 года N М-АМ-46 в отношении Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл назначено проведение внеплановой выездной проверки в период с 3 октября 2023 года по 30 октября 2023 года.
Копия указанного распоряжения была направлена в Министерство по электронной почте, а также вручена нарочно 29 сентября 2023 года.
3 октября 2023 года Управлением в адрес Министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл ФИО19 был направлен запрос N ИВ-170-6120 о предоставлении документов, подтверждающих реализацию Министерством полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл в срок до 9 октября 2023 года согласно приложению к нему. Запрос был получен министром ФИО18. 4 октября 2023 года.
18 октября 2023 года Министерством в адрес Управления были направлены копии документов согласно приложению.
По результатам проведенной в отношении Министерства проверки 30 октября 2023 года должностными лицами Управления был составлен акт проверки N 5 и выдано предписание N 5 об устранении выявленных нарушений реализации полномочий, согласно которым, выявлены следующие нарушения реализации полномочий:
1. Министерством не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно отсутствуют материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные в количестве 10970 кв.м, (имеется в наличии 3030 кв.м, необходимо 14000 кв.м); задвижки в количестве 1 шт. (имеется в наличии 9 шт, необходимо 10 шт.); установки генераторные с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (60 - 200 кВт) в количестве 1 комплекта (имеется в наличии 2 комплекта, необходимо 3 комплекта).
2. Министерством не определен состав и структура формирований, входящих в состав сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно аварийных и аварийно-ремонтных бригад тепловых, водопроводных и канализационных сетей организаций жилищно-коммунального хозяйства, которые находятся в их сфере деятельности, а также не осуществляется их подготовка и оснащение.
3. В Министерстве не проводятся штабные тренировки продолжительностью до 1 суток не реже 1 раза в год.
4. В Министерстве не проводятся тактико-специальные учения 1 раз в год.
5. В Министерстве не проводится обучение с работниками.
27 декабря 2023 года заместителем начальника Главного управления - начальником Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл ФИО17. в удовлетворении жалобы Министерства на акт проверки от 30 октября 2023 года отказано.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции о том, что порядок организации и проведения внеплановой выездной проверки административным ответчиком соблюден, проверка проведена уполномоченным органом в рамках своей компетенции в установленный срок, распоряжение о проведении проверки получено Министерством за 3 суток до ее начала; требования, изложенные в пунктах 1-5 предписания N 5 от 30 октября 2023 года являются законными, поскольку относятся к полномочиям Министерства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленным Федеральным законом N 68-ФЗ, и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Марий Эл, в реализации которых на момент проведения проверки имелись нарушения.
Судебная коллегия находит выводы судов обеих инстанций правильными, основанными на нормах действующего законодательства, а установленные по делу обстоятельства подтвержденными исследованной судами совокупностью доказательств, удовлетворяющих требованиям закона об их относимости и допустимости.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Вопреки доводам кассационной жалобы судебная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций о правомерности выданного предписания ввиду достоверно установленного факта выявленных нарушений, перечисленных в предписании, как основанными на правильном применении норм материального права, надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра судебного акта только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
То обстоятельство, что решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл изменено постановление о привлечении к административной ответственности Ошлановой Н.В. по части 1 статьи 20.6 и по части 2 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно исключены из объема вменных нарушений пункты 3-5 предписания по причине истечения срока давности за предыдущие периоды и не наступления ответственности за неисполнение обязанности соблюдения требований в 2023 году, не имеет значения для настоящего административного дела.
Иные аргументы автора кассационной жалобы повторяют содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы, которым судами дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Таким образом, судебные акты судов первой и апелляционной инстанций следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 12 августа 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.