Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Ходака Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 апреля 2024 г.
по административному делу по административному иску Урусовой З.Р. к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным решения от 16 августа 2023 г. N 232 и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Урусова З.Р. обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным решения от 16 августа 2023 г. N 232 и возложении обязанностей.
В обоснование требований указано, что Урусова З.Р. является участником долевого строительства на основании договора от 13 ноября 2009 г..N 2/108, заключенного с застройщиком ООО "ИнтерСтрой" в отношении квартиры по адресу: "адрес" (2-я очередь), площадью 71, 4 кв.м, по цене 1 785 000 рублей. в установленный оговором срок объект долевого участия не был построен и передан участнику строительства, ООО "ИнтерСтрой" решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12 августа 2014 г..признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства. Урусова З.Р. включен в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений определением Арбитражного суда Ставропольского края от 25 мая 2022 г..и 20 июля 2023 г..обратилась с заявлением об осуществлении погашения требований граждан - участников строительства в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, оспариваемым решением которого от 16 августа 2023 г..N 232 отказано в предоставлении денежной выплаты в связи с несоблюдением условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона Ставропольского края от 7 февраля 2022 г..N 8-кз "О порядке погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований", а именно в связи с датой внесения требований Урусовой З.Р. в реестр лишь 25 мая 2022 г..(при условии их включения на дату 31 декабря 2021 г..), а также разночтениями в этой дате, указанной также в представленной выписке из реестра как 25 февраля 2022 г, и разночтениями в номере договора участия в долевом строительстве.
Урусова З.Р. полагала такой незаконным и нарушающим ее права как участника долевого строительства на получение мер поддержки в связи с банкротством застройщика, поскольку с заявлением о включении ее в реестр требований кредиторов о передаче жилы помещений она обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края 13 июля 2021 г, на срок рассмотрения такого вопроса судом повлиять не могла, что указывает на отсутствие виновных действий с ее стороны.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 января 2024 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 апреля 2024 г, требования Урусовой З.Р. удовлетворены частично, решение от 16 августа 2023 г. N 232 признано незаконным с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление об осуществлении погашения требований граждан-участников долевого строительства.
В кассационной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, поданной 20 июня 2024 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 1 июля 2024 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, 13 ноября 2009 г. между Урусовой З.Р. (участник долевого строительства) и ООО "ИнтерСтрой" (застройщик) заключен договор участия в долевом строительстве N 2/108, по условиям которого застройщик обязался построить многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями по адресу: "адрес", и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать участнику долевого строительства двухкомнатную "адрес", находящуюся на 9 этаже, общей площадью 71, 4 кв.м, а Урусова З.Р. обязалась уплатить обусловленную настоящим договором цену за объект долевого строительства в сумме 1 785 000 рублей.
Урусова З.Р, как участник долевого строительства, передала в кассу застройщика ООО "ИнтерСтрой" денежные средства в счет оплаты квартиры по договору от 13 ноября 2009 г. N 2/108 в сумме 1 785 000 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру.
Согласно пункту 3.1 указанного договора застройщик обязался ввести объект в эксплуатацию до 31 декабря 2010 г, но данное обязательство застройщиком не исполнено, денежные средства Урусовой З.Р. также не возвращены.
По сведениям комитета градостроительства администрации г.Ставрополя от 23 ноября 2023 г. разрешение на строительство многоквартирного дома по "адрес", в "адрес" ООО "ИнтерСтрой" не выдавалось, земельный участок не оформлен.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12 августа 2014 г. застройщик ООО "Интерстрой" признан банкротом, в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Соответствующие сведения опубликованы в периодическом издании - газете "Коммерсантъ" от 27 сентября 2014 г. N 175.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 25 мая 2022 г. требования Урусовой З.Р. в сумме 1 785 000 рублей, заявленные ею 13 июля 2021 г, признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ИнтерСтрой" в состав основного долга.
Согласно выписке из реестра требований кредиторов от 27 июня 2023г. требование кредитора Урусовой З.Р. к ООО "ИнтерСтрой" о передаче жилых помещений включено в реестр требований кредиторов.
20 июля 2023 г. Урусова З.Р. обратилась в Министерство с заявлением об осуществлении погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований, приложив необходимый пакет документов.
Решением от 16 августа 2023 г. N 232 Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края отказало заявителю в предоставлении денежной выплаты на основании подпунктов 1, 2 пункта 14 Порядка погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 г. N 270-п, в связи с непредставлением документов либо их представлением в неполном объеме, а именно: представлена выписка из реестра требований кредиторов ООО "ИнтерСтрой" от 27 июня 2023 г. с датой внесения в реестр требований кредиторов 25 февраля 2022 г.; в выписке из реестра требований кредиторов от 27 июня 2023 г. дата включения в реестр указана 25 февраля 2022 г, по определению Арбитражного суда Ставропольского края от 25 мая 2022 г. указана иная дата, согласно которому Урусова З.Р. включена в реестр требований кредиторов 25 мая 2022 г.; в квитанции к приходному кассовому ордеру от 13 ноября 2009 г. N 231 основанием оплаты указан договор участия в долевом строительстве от 13 ноября 2009 г. N 2/208, в то время как представлен договор участия в долевом строительстве от 13 ноября 2009 г. N 2/108.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования Урусовой З.Р, суд первой инстанции исходил из того, что субъектом Российской Федерации разработан механизм восстановления на территории Ставропольского края прав пострадавших граждан, не подпадающих под условия восстановления прав публично-правовой компании "Фонд развития территорий"; факты, установленные вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Ставропольского края от 25 мая 2022 г, подтверждающие обстоятельства заключение договора долевого участия, уплату денежных средств по нему и неисполнение обязательств застройщика, имеют преюдициальное значение для настоящего спора, данным судебным актом требования административного истца о передаче помещения включены в реестр требований ООО "ИнтерСтрой"; по сведениям Комитета градостроительства Администрации г. Ставрополя от 23 ноября 2023 г. разрешение на строительство многоквартирного дома по "адрес", в "адрес" ООО "ИнтерСтрой" не выдавалось, что подтверждается также вступившими в законную силу решениями Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29 июля 2014 г. (дело N2-5417/2014) и от 10 июля 2015 г. (дело N2-3161/2015), которыми установлено также отсутствие каких-либо прав у застройщика на земельный участок по "адрес", в городе Ставрополе; объект был ранее включен в реестр проблемных объектов с 1 ноября 2017 г, планом-графиком (дорожной картой) предусмотрен перечень мероприятий по решению проблем граждан, включенных в реестр; Урусовой З.М. предприняты меры к реализации своего права на получение денежной выплаты до 31 декабря 2021 г. путем обращения в Арбитражный суд Ставропольского края 13 июля 2021 г, однако ее заявление рассмотрено Арбитражным судом Ставропольского края в 2022 г. по не зависящим от нее причинам, в связи с чем пришел к выводу о незаконности отказа и необходимости восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения ее заявления.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их правильными, поскольку они основаны на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, их регулирующих.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Участие граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости представляет собой один из способов приобретения права частной собственности на жилые и нежилые помещения в таких домах (объектах), которое охраняется законом, и одновременно является одним из способов реализации права каждого на жилище.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 7 февраля 2022 г. N8-кз "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований" в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства и восстановления их прав, определён порядок погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований.
Погашение требований граждан - участников строительства осуществляется путем предоставления таким гражданам денежной выплаты. Порядок погашения требований граждан - участников строительства и размер денежной выплаты определяются Правительством Ставропольского края с учетом требований, установленных частью 2 статьи 3 названного Закона Ставропольского края.
Согласно части 2 статьи 3 указанного Закона денежная выплата предоставляется гражданам - участникам строительства: 1) при одновременном соблюдении на 31 декабря 2021 г. следующих условий: а) наличие сведений о гражданах - участниках строительства и (или) многоквартирных домах, для строительства которых привлечены денежные средства таких граждан (далее также - многоквартирный дом): в реестре требований участников строительства; в реестре пострадавших граждан либо едином реестре проблемных объектов; б) соответствие многоквартирных домов одному из следующих условий: отсутствие разрешения на строительство, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации; отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) многоквартирный дом; частичное погашение требований граждан - участников строительства юридическими лицами, акции которых находятся в государственной собственности Ставропольского края;
2) признанным на 31 декабря 2022 г. вступившим в законную силу решением суда соответствующими критерию отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, сведения о которых подлежали включению в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществлялось до вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как следует из пояснительной записки к проекту Закона Ставропольского края, в план-график и в единый реестр проблемных объектов включены несколько многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края, по которым невозможно применить механизмы, предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с отсутствием по указанным многоквартирным домам разрешения на строительство, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) многоквартирный дом. В связи с тем, что наличие вышеуказанных документов в соответствии с частью 3.3 статьи 13.1 указанного Федерального закона является необходимым для принятия Фондом решения о целесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов за счет средств Фонда, восстановить права граждан по указанным многоквартирным домам представляется возможным только путем погашения субъектом Российской Федерации требований всех граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, то есть за счет мер регионального характера.
В целях реализации названного Закона Ставропольского края постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 г. N270-п утвержден Порядок погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований, который определяет механизм погашения требований таких граждан за счет средств бюджета Ставропольского края.
В соответствии с условиями такого Порядка для предоставления денежной выплаты гражданин-участник строительства или его представитель подает в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края заявление о предоставлении денежной выплаты по форме, утверждаемой Министерством, с приложением документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что к заявлению гражданином - участником строительства прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина - участника строительства; 2) выписка из реестра требований участников строительства о размере, составе и об очередности удовлетворения требований, заверенная конкурсным управляющим; 3) договор; 4) документы, подтверждающие оплату по договору: справка, подтверждающая полную или частичную уплату цены договора гражданином-участником строительства застройщику, выступающему стороной договора участия в долевом строительстве, с указанием размеров и сроков внесения платежей, выданная конкурсным управляющим (в случае, если договор зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации); документ, подтверждающий факт полной или частичной оплаты по договору за счет собственных денежных средств гражданина - участника строительства (в случае, если регистрация договора в соответствии с законодательством Российской Федерации не осуществлялась); справка кредитной или другой организации, предоставившей ипотечный кредит (заём) на строительство жилого помещения, машино-места и нежилого помещения, приобретенного гражданином - участником строительства по договору, об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом), заключенным для расчетов по договору, выданная на дату не ранее чем за 5 календарных дней до даты подачи заявления (в случае, если для расчетов по договору использовались заёмные средства); 5) копия вступившего в законную силу до 31 декабря 2022 г..включительно решения суда о признании гражданина-участника строительства соответствующим критерию отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, сведения о которых подлежали включению в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществлялось до вступления в силу
Федерального закона от 27 июня 2019 г..N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в случае, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона Ставропольского края от 7 февраля 2022 г..N 8-кз).
В соответствии с требованиями пункта 14 Порядка основаниями для принятия Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края решения об отказе в предоставлении денежной выплаты являются, в том числе непредставление документов либо их предоставление в неполном объеме; 2) представления неправильно оформленных заявления и документов; 3) представление недостоверных, заведомо ложных сведений, указанных в заявлении и документах; 4) отсутствие информации о гражданине-участнике строительства и (или) многоквартирном доме в реестре пострадавших граждан либо в едином реестре проблемных объектов; 5) отсутствие информации о многоквартирном доме в плане-графике; 6) погашение требований гражданина-участника строительства юридическими лицами, акции которых находятся в государственной собственности Ставропольского кря; 7) превышение суммой задолженности по кредиту, указанной в справке о сумме задолженности по кредиту, размера денежной выплаты.
По настоящему делу судами первой и апелляционной инстанций установлено, что многоквартирный дом, участником долевого строительства которого является административный истец, соответствует условиям, предъявляемым к нему подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 3 приведенного Закона Ставропольского края (отсутствие разрешения на строительство и правоустанавливающих документов на земельный участок).
В то же время, по состоянию на 31 декабря 2021 г. сведения о Урусовой З.Р. как участнике строительства в реестр требований участников строительства не были включены, а многоквартирный дом, для строительства которых привлечены денежные средства, в едином реестре проблемных объектов также отсутствовал.
Однако приходя к выводам о соответствии административного истца как гражданина - участника долевого строительства установленным Законом Ставропольского края условиям, необходимым для предоставления денежной выплаты, суды исходили из того, что в определении Арбитражного суда Ставропольского края от 25 мая 2022 г. указано, что заявление Урусовой З.Р. о включении в реестр требований о передаче жилых помещений поступило 13 июля 2021 г, то есть до 31 декабря 2021 г. Этим же судебным актом требования административного истца в сумме 1 750 000 рублей признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ИнтерСтрой" в составе основного долга. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2023 г. определение Арбитражного суда Ставропольского края от 25 мая 2022 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края - без удовлетворения.
В связи с указанными обстоятельствами суды первой и апелляционной инстанций пришли к мотивированному выводу о том, что оснований полагать о бездействии до 31 декабря 2021 г. со стороны Урусовой З.Р. не имеется, при этом в вину административного истца, обратившегося летом 2021 г. в арбитражный суд с соответствующим заявлением, которое по не зависящим от нее обстоятельствам было рассмотрено лишь в 2022 г, не может быть поставлено, поскольку формальный подход тем более не допустим в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.
Доводы жалобы о том, что административный ответчик действовал в строгом соответствии с Законом Ставропольского края при проверке условий предоставления денежной выплаты, не могут повлечь отказ в удовлетворении административного иска, поскольку именно судами могло быть проверено и установлено наличие объективных обстоятельств, при которых Урусова З.Р. не включена в соответствующий реестр до 31 декабря 2021 г, поскольку задачами административного судопроизводства является всесторонность и объективность разрешения дела, что не допускает формальной констатации пропуска срока постановки в реестр требований участников строительства. Иной подход, как правильно указал суд второй инстанции, отклоняя аналогичные доводы апелляционной жалобы, привел бы к умалению конституционного права на судебную защиту и не соответствовал бы требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием.
Отклоняя доводы жалобы о том, что даты включения в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в выписке из реестра требований кредиторов и в определении Арбитражного суда Ставропольского края являются разными, судебная коллегия полагает, что фактическая дата включения в реестр 25 мая 2022 г. была установлена судами первой и апелляционной инстанций на основании представленных документов, а также исходя из общедоступных источников информации, официальных сайтов и не повлияла на выводы судов о дате обращения Урусовой З.Р. в Арбитражный суд Ставропольского края, состоявшегося до 31 декабря 2021 г.
Равным образом судами мотивированно отклонен довод, положенный в основу оспариваемого отказа, о разных номерах представленного договора участия в долевом строительстве и в квитанции к приходному кассовому ордеру, что не опровергалось административным истцом, которым был представлен договор участия в долевом строительстве от 13 ноября 2009 г. N 2/108 и квитанция к приходному кассовому ордеру от 13 ноября 2009 г. N 231 (с указанием основания: взнос по договору участия в долевом строительстве от 13 ноября N 2/208). Вместе с тем с учетом указанного договора от 13 ноября 2009 г. N 2/108 и квитанции к приходному кассовому ордеру от 13 ноября 2009 г. N 231 Арбитражным судом Ставропольского края требования Урусовой З.Р. включены в реестр требований кредиторов ООО "ИнтерСтрой", то есть обстоятельства оплаты денежных сумм и их целевое назначение подтверждены вступившим в законную силу судебным актом, и в данном административном деле ничем не опровергнуты, каких-либо оснований полагать о заявлении выплаты в отношении иных объектов со стороны Урусовой З.Р. либо иных лиц в отношении данной квартиры не имеется.
При этом судами обращено внимание на то, что из отказа от 16 августа 2023 г. N 232 следует, что Урусовой З.М. не представлены документы либо представлены в неполном объеме. Однако оспариваемый отказ не содержит ссылки на то, какие именно документы не представлены заявителем или представлены в неполном объеме.
Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, Урусовой З.М. представлена выписка из реестра требований кредиторов, копия паспорта, договор долевого участия и квитанция к приходному кассовому ордеру, как предусмотрено статьей 8 Порядка.
Относительно сведений о том, что многоквартирный дом по адресу: "адрес", с 2017 г. состоит в реестре проблемных объектов и имеется в плане-графике ("Дорожной карте"), то указанная информация имеется у административного ответчика, представлять которую заявитель не обязана согласно положениям статьи 8 Порядка. Иных оснований к отказу Урусовой З.М. в предоставлении денежной выплаты в оспариваемом решении административного ответчика не содержится.
Доводы жалобы о длительном около семи лет необращении административного истца с заявлением о включении в реестр требований кредиторов банкротного застройщика подлежат отклонению, поскольку такое обращение состоялось в сроки, установленные статьей 100 Федерального закона от 26 октября 2002 г. 3 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при отсутствии доказательств уведомления конкурсным управляющим участника строительства о возможности предъявления требований к должнику.
Ссылка на возможность восстановления прав участника долевого строительства иными альтернативными способами в рамках дела о банкротстве, а также в прежнем порядке путем включения в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, подлежит отклонению, поскольку утвердившие порядок и основания ведения такого реестра приказы Минрегиона России от 20 сентября 2013 г. N 403 и Минстроя России от 12 августа 2016 г. N 560/пр утратили силу, в настоящее время Урусова З.Р. вправе обращаться с заявлением об осуществлении погашения требований граждан - участников строительства как законного способа защиты права, возможность реализации которого сохранена.
Относительно довода о необходимости одновременного соблюдения на 31 декабря 2021 г. условий для определения категории граждан, которым предоставляется выплата, а именно: наличие сведений о гражданах - участниках строительства и (или) многоквартирных домах, для строительства которых привлечены денежные средства таких граждан, в реестре требований участников строительства; в реестре пострадавших граждан либо едином реестре пострадавших объектов; в плане-графике ("дорожной карте"), судебная коллегия отмечает, что административный истец состоит в реестре требований кредиторов, многоквартирный дом - в реестре проблемных объектов, а также он включен в план-график ("Дорожную карту"). В данном случае законодателем субъекта, исходя из буквального толкования подпункта "а" пункта 1 части 2 статьи 3 Закона Ставропольского края от 7 февраля 2022 г. N 8-кз, закреплена обязательность для такого гражданина состоять в реестре требований участников строительства, а также в реестре пострадавших граждан либо многоквартирного дома в реестре проблемных объектов, то есть для второго условия имеется альтернатива: или гражданин - участник строительства состоит в реестре пострадавших граждан или он не состоит в таком реестре, но тогда многоквартирный дом, для строительства которого привлечены денежные средства такого гражданина, должен состоять в реестре проблемных объектов. При этом такой гражданин, в любом случае, обязан состоять в реестре требований участков строительства. По настоящему спору указанные критерии, как указано выше, соблюдены. Иное толкование нормы права, когда заявитель должен одновременно состоять и в реестре требований участников строительства, и в реестре пострадавших граждан, а многоквартирный дом - в плане-графике ("дорожной карте"), как специально выделено в жалобе, является ошибочным и ране уже было предметом проверки суда апелляционной инстанции, которым мотивированно отклонено.
Доводы жалобы о дефиците бюджета Ставропольского края, недостаточности финансирования с учетом расширения круга лиц, подпадающих в число получателей выплаты, а также о понуждении к заключению договора в связи с механизмом предоставления выплаты путем заключения договора уступки прав требований (цессии) между Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края и гражданином, подлежат отклонению, поскольку такая обязанность по принудительному заключению договора на административного ответчика судом не возложена, правоотношения сторон урегулированы Порядком погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований, который утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 г. N 270-п, следовательно, не являются результатом судебного усмотрения.
Утверждение о том, что Урусова З.Р. не относится к категории социально незащищенных лиц (малоимущих, инвалидов и аналогичных), чьи права и обязанности гарантируются государством, не влечет ошибочность выводов судебных инстанций, указывавших об административном истце как экономически слабой стороне в правоотношениях, направленных на приобретение жилища, с застройщиком-банкротом.
При таком положении оснований для отмены обжалуемых судебных актов судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Д.В. Ходак
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 июля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.