Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Ходака Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 мая 2024 г.
по административному делу по административному иску Бондарь Е.Г. к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным решения от 14 августа 2023 г. N 227 и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бондарь Е.Г. обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным решения от 14 августа 2023 г. N 227 и возложении обязанностей.
В обоснование требований указано, что Бондарь Е.Г. на основании договора от 25 октября 2009 г..N 2/100, заключенного с застройщиком "ИнтерСтрой", является участником долевого строительства в отношении двухкомнатной квартиры общей площадью 71, 4 кв.м на 7 этаже многоквартирного дома по адресу: "адрес". Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 24 октября 2022 г..по делу N А63-9805/2010 признаны обоснованными требования Бондарь Е.Г. в сумме 1 856 400 рублей и включены в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ИнтерСтрой" в составе основного долга. Бондарь Е.Г. 18 июля 2023 г..подано заявление об осуществлении погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований с приложениями, по которому принято оспариваемое решение от 14 августа 2023 г..N 227 об отказе в предоставлении денежной выплаты. Не соглашаясь с принятым решением, Бондарь Е.Г. указывала, что она не полномочна вносить либо изменять сведения из реестра требований участников строительства, из реестра пострадавших граждан либо единого реестра проблемных объектов, а также плана-графика ("дорожной карты"). С заявлением о включении требований в реестр требований о передаче жилых помещений Бондарь Е.Г. обратилась в суд 14 сентября 2021 г, то есть до принятия и вступления в силу Закона Ставропольского края от 7 февраля 2022 г..N 8-кз "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований".
Заявление Бондарь Е.Г. принято определением Арбитражного суда Ставропольского края от 21 сентября 2021 г..; его рассмотрение неоднократно откладывалось в целях установления правовой определенности и исключения принятия противоречащих судебных актов, до рассмотрения судом вышестоящей инстанции аналогичных обособленных споров в рамках дела N А63-9805/2010, в которых принимали участие должностные лица административного ответчика, которые представляли мотивированную позицию по заявлению, ссылаясь в возражениях на вышеприведенный закон. Требование административного истца, как кредитора, также было размещено в общем доступе в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве арбитражным управляющим должника (сообщение от 15 сентября 2021 г..N 7333259). В связи с этим Бондарь Е.Г. просила признать незаконным решение от 14 августа 2023 г..N227, возложить на административного ответчика обязанность принять по заявлению Бондарь Е.Г. решение о предоставлении денежной выплаты.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 мая 2024 г, требования Бондарь Е.Г. удовлетворены частично, решение от 14 августа 2023 г. N 227 признано незаконным с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление об осуществлении погашения требований граждан-участников долевого строительства.
В кассационной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, поданной 20 июня 2024 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 1 июля 2024 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, 25 октября 2009 г. между ООО "ИнтерСтрой" и Бондарь Е.Г. заключен договор участия в долевом строительстве N 2/100, согласно пункту 1.1. которого застройщик привлекает участника долевого строительства к финансированию строительства многоэтажного жилого дома, со встроенно-пристроенными помещениями по адресу: "адрес", именуемый в дальнейшем объект, а участник долевого строительства инвестирует объект в части двухкомнатной "адрес", находящейся на 7 этаже, общей площадью 71, 4 кв.м. Общий размер взноса участника долевого строительства составляет сумму 1 856 400 рублей, при подписании настоящего договора участник долевого строительства вносит всю сумму полностью в размере 1 856 400 рублей.
25 октября 2009 г. Бондарь Е.Г. внесла взнос по договору участия в долевом строительстве N 2/100 в размере 1 856 400 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 25 октября 2009 г. N 201.
Согласно пункту 3.1 договора, застройщик берет на себя обязанность ввести в эксплуатацию объект до 31 декабря 2010 г, однако данное обязательство ООО "ИнтерСтрой" не исполнил. По сведениям комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 23 ноября 2023 г. разрешение на строительство многоквартирного жилого "адрес" по адресу: "адрес", ООО "ИнтерСтрой" не выдавалось.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12 августа 2014 г. застройщик ООО "Интерстрой" признан банкротом, в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Соответствующие сведения опубликованы в периодическом издании - газете "Коммерсантъ" от 27 сентября 2014 г. N 175.
14 сентября 2021 г. в Арбитражный суд Ставропольского края поступило заявление Бондарь Е.Г. об установлении и включении в реестр требований о передаче жилых помещений ООО "ИнтерСтрой" двухкомнатной "адрес", расположенной по адресу: "адрес".
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 24 октября 2022 г. признаны обоснованными требования Бондарь Е.Г. в сумме 1 856 400 рублей; требования Бондарь Е.Г. включены в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ИнтерСтрой" в составе основного долга.
Указанное определение оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2023 г, а кассационная жалоба Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края - без удовлетворения.
Согласно выписке из реестра требований кредиторов от 20 июня 2023 г. требование кредитора Бондарь Е.Г. к ООО "ИнтерСтрой" о передаче жилых помещений включены в реестр требований кредиторов 24 октября 2022 г.
18 июля 2023 г. Бондарь Е.Г. направила в адрес Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края заявление об осуществлении погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований, к которому был приложен пакет документов для принятия решения о предоставлении денежной выплаты.
14 августа 2023 г. решением N 227 заявителю отказано в предоставлении испрашиваемой услуги на основании подпункта 1 пункта 14 Порядка погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 г. N 270-п, а именно представлена выписка из реестра требований кредиторов ООО "ИнтерСтрой" от 20 июня 2023 г. с датой внесения в реестр требований кредиторов 24 октября 2022 г, что является несоблюдением условий, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 Закона Ставропольского края от 7 февраля 2022 г. N 8-кз "О порядке погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции установил, что субъектом Российской Федерации разработан механизм восстановления на территории Ставропольского края прав пострадавших граждан, не подпадающих под условия восстановления прав публично-правовой компании "Фонд развития территорий"; факты, установленные вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Ставропольского края от 24 октября 2022 г. имеют преюдициальное значение для настоящего спора, данным судебным актом требования административного истца о передаче помещения включены в реестр требований ООО "ИнтерСтрой"; разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", ООО "ИнтерСтрой" не выдавалось, что подтверждается также вступившими в законную силу решениями Промышленного районного суда г. Ставрополя от 29 июля 2014 г. (дело N 2-5417/2014) и от 10 июля 2015 г. (дело N 2-3161/2015), которыми установлено также отсутствие каких-либо прав у застройщика на земельный участок; объект включен в реестр проблемных объектов с 1 ноября 2017 г, планом-графиком (дорожной картой) предусмотрен перечень мероприятий по решению проблем граждан, включенных в реестр.
Суд пришел к выводу, что обжалуемое решение об отказе Бондарь Е.Г. в предоставлении денежной выплаты не может считаться законным, поскольку требования Бондарь Е.Г. включены в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ИнтерСтрой" 24 октября 2022 г, однако с соответствующим заявлением Бондарь Е.Г. обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края 24 августа 2021 г, то есть участником долевого строительства были приняты меры к реализации своего права на получение денежной выплаты до 31 декабря 2021 г, но по независимым от нее причинам, заявление рассмотрено в 2022 году.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав решение суда об этом законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 7 февраля 2022 г. N8-кз "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований" в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства и восстановления их прав, определён порядок погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований.
Погашение требований граждан - участников строительства осуществляется путем предоставления таким гражданам денежной выплаты. Порядок погашения требований граждан - участников строительства и размер денежной выплаты определяются Правительством Ставропольского края с учетом требований, установленных частью 2 статьи 3 названного Закона Ставропольского края.
Согласно части 2 статьи 3 указанного Закона денежная выплата предоставляется гражданам - участникам строительства:
1) при одновременном соблюдении на 31 декабря 2021 г. следующих условий: а) наличие сведений о гражданах - участниках строительства и (или) многоквартирных домах, для строительства которых привлечены денежные средства таких граждан (далее также - многоквартирный дом): в реестре требований участников строительства; в реестре пострадавших граждан либо едином реестре проблемных объектов; б) соответствие многоквартирных домов одному из следующих условий: отсутствие разрешения на строительство, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации; отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) многоквартирный дом; частичное погашение требований граждан - участников строительства юридическими лицами, акции которых находятся в государственной собственности Ставропольского края;
2) признанным на 31 декабря 2022 г. вступившим в законную силу решением суда соответствующими критерию отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, сведения о которых подлежали включению в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществлялось до вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как следует из пояснительной записки к проекту Закона Ставропольского края, в план-график и в единый реестр проблемных объектов включены несколько многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края, по которым невозможно применить механизмы, предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с отсутствием по указанным многоквартирным домам разрешения на строительство, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) многоквартирный дом. В связи с тем, что наличие вышеуказанных документов в соответствии с частью 3.3 статьи 13.1 указанного Федерального закона является необходимым для принятия Фондом решения о целесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов за счет средств Фонда, восстановить права граждан по указанным многоквартирным домам представляется возможным только путем погашения субъектом Российской Федерации требований всех граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, то есть за счет мер регионального характера.
В целях реализации названного Закона Ставропольского края постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 г. N270-п утвержден Порядок погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований, который определяет механизм погашения требований таких граждан за счет средств бюджета Ставропольского края.
В соответствии с условиями такого Порядка для предоставления денежной выплаты гражданин-участник строительства или его представитель подает в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края заявление о предоставлении денежной выплаты по форме, утверждаемой Министерством, с приложением документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что к заявлению гражданином - участником строительства прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина - участника строительства; 2) выписка из реестра требований участников строительства о размере, составе и об очередности удовлетворения требований, заверенная конкурсным управляющим; 3) договор; 4) документы, подтверждающие оплату по договору: справка, подтверждающая полную или частичную уплату цены договора гражданином-участником строительства застройщику, выступающему стороной договора участия в долевом строительстве, с указанием размеров и сроков внесения платежей, выданная конкурсным управляющим; документ, подтверждающий факт полной или частичной оплаты по договору за счет собственных денежных средств гражданина - участника строительства; справка кредитной или другой организации, предоставившей ипотечный кредит (заем) на строительство жилого помещения, машино-места и нежилого помещения, приобретенного гражданином - участником строительства по договору, об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом), заключенным для расчётов по договору, выданная на дату не ранее чем за 5 календарных дней до даты подачи заявления; 5) копия вступившего в законную силу до 31 декабря 2022 г..включительно решения суда о признании гражданина-участника строительства соответствующим критерию отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, сведения о которых подлежали включению в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществлялось до вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 г..N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные
акты Российской Федерации".
В соответствии с требованиями пункта 14 Порядка основаниями для принятия Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края решения об отказе в предоставлении денежной выплаты являются, в том числе непредставление документов либо их предоставление в неполном объеме; 2) представления неправильно оформленных заявления и документов; 3) представление недостоверных, заведомо ложных сведений, указанных в заявлении и документах; 4) отсутствие информации о гражданине-участнике строительства и (или) многоквартирном доме в реестре пострадавших граждан либо в едином реестре проблемных объектов; 5) отсутствие информации о многоквартирном доме в плане-графике; 6) погашение требований гражданина-участника строительства юридическими лицами, акции которых находятся в государственной собственности Ставропольского кря; 7) превышение суммой задолженности по кредиту, указанной в справке о сумме задолженности по кредиту, размера денежной выплаты.
По настоящему делу судами первой и апелляционной инстанций установлено, что многоквартирный дом, участником долевого строительства которого является административный истец, соответствует условиям, предъявляемым к нему подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 3 приведенного Закона Ставропольского края (отсутствие разрешения на строительство и правоустанавливающих документов на земельный участок).
В то же время, по состоянию на 31 декабря 2021 г. сведения о Бондарь Е.Г. как участнике строительства в реестр требований не были включены.
Однако приходя к выводам о соответствии административного истца как гражданина - участника долевого строительства установленным условиям, необходимым для предоставления денежной выплаты, суды исходили из того, что в определении Арбитражного суда Ставропольского края от 24 октября 2022 г. указано, что заявление Бондарь Е.Г. о включении в реестр требований о передаче жилых помещений поступило до 31 декабря 2021 г. Этим же судебным актом требования административного истца в сумме 1 856 400 рублей признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ИнтерСтрой" в составе основного долга. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2023 г. определение Арбитражного суда Ставропольского края от 24 октября 2022 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края - без удовлетворения.
В связи с указанными обстоятельствами суды первой и апелляционной инстанций пришли к мотивированному выводу о том, что оснований полагать о бездействии до 31 декабря 2021 г. со стороны Бондарь Е.Г. не имеется, при этом в вину административного истца, обратившегося в сентябре 2021 г. в арбитражный суд с соответствующим заявлением, которое по не зависящим от нее обстоятельствам было рассмотрено лишь в 2022 г, не может быть поставлено, поскольку формальный подход тем более не допустим в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.
Доводы жалобы о том, что административный ответчик действовал в строгом соответствии с Законом Ставропольского края при проверке условий предоставления денежной выплаты, не могут повлечь отказ в удовлетворении административного иска, поскольку именно судами могло быть проверено и установлено наличие объективных обстоятельств, при которых Бондарь Е.Г. не включена в соответствующий реестр до 31 декабря 2021 г, поскольку задачами административного судопроизводства является всесторонность и объективность разрешения дела, что не допускает формальной констатации пропуска срока постановки в реестр требований участников строительства. Иной подход, как правильно указал суд второй инстанции, отклоняя аналогичные доводы апелляционной жалобы, привел бы к умалению конституционного права на судебную защиту и не соответствовал бы требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием.
При этом судами обращено внимание на то, что из отказа от 14 августа 2023 г. N 227 следует, что Бондарь Е.Г. не представлены документы либо представлены в неполном объеме, однако оспариваемый отказ не содержит ссылки на то, какие именно документы не представлены заявителем или представлены в неполном объеме. Относительно сведений о том, что многоквартирный дом по адресу: "адрес", с 2017 г. состоит в реестре проблемных объектов и имеется в плане-графике ("Дорожной карте"), то указанная информация имеется у административного ответчика, представлять которую заявитель не обязана согласно положениям статьи 8 Порядка. Иных оснований к отказу в предоставлении денежной выплаты в оспариваемом решении административного ответчика не содержится.
Доводы жалобы о длительном около семи лет необращении административного истца с заявлением о включении в реестр требований кредиторов обанкротившегося застройщика подлежат отклонению, поскольку такое обращение состоялось в сроки, установленные статьей 100 Федерального закона от 26 октября 2002 г. 3 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при отсутствии доказательств уведомления конкурсным управляющим участника строительства о возможности предъявления требований к должнику.
Ссылка на возможность восстановления прав участника долевого строительства иными альтернативными способами в рамках дела о банкротстве, а также ранее в прежнем порядке путем включения в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, подлежит отклонению, поскольку утвердившие порядок и основания ведения такого реестра приказы Минрегиона России от 20 сентября 2013 г. N 403 и Минстроя России от 12 августа 2016 г. N 560/пр утратили силу, в настоящее время Бондарь Е.Г. вправе обращаться с заявлением об осуществлении погашения требований граждан - участников строительства как законного способа защиты права, возможность реализации которого сохранена.
Относительно довода о необходимости одновременного соблюдения на 31 декабря 2021 г. условий для определения категории граждан, которым предоставляется выплата, а именно: наличие сведений о гражданах - участниках строительства и (или) многоквартирных домах, для строительства которых привлечены денежные средства таких граждан, в реестре требований участников строительства; в реестре пострадавших граждан либо едином реестре пострадавших объектов; в плане-графике ("дорожной карте"), судебная коллегия отмечает, что административный истец состоит в реестре требований кредиторов, многоквартирный дом - в реестре проблемных объектов, а также он включен в план-график ("Дорожную карту"). В данном случае законодателем субъекта, исходя из буквального толкования подпункта "а" пункта 1 части 2 статьи 3 Закона Ставропольского края от 7 февраля 2022 г. N 8-кз, закреплена обязательность для такого гражданина состоять в реестре требований участников строительства, а также в реестре пострадавших граждан либо многоквартирного дома в реестре проблемных объектов, то есть для второго условия имеется альтернатива: или гражданин - участник строительства состоит в реестре пострадавших граждан или он не состоит в таком реестре, но тогда многоквартирный дом, для строительства которого привлечены денежные средства такого гражданина, должен состоять в реестре проблемных объектов. При этом такой гражданин, в любом случае, должен состоять в реестре требований участников строительства. По настоящему спору указанные критерии соблюдены. Иное толкование нормы права, когда заявитель должен одновременно состоять и в реестре требований участников строительства, и в реестре пострадавших граждан, а многоквартирный дом - в плане-графике ("дорожной карте"), является ошибочным и ране уже было предметом проверки суда апелляционной инстанции, которым мотивированно отклонено.
Доводы жалобы о дефиците бюджета Ставропольского края, недостаточности финансирования с учетом расширения круга лиц, подпадающих в число получателей выплаты, а также о понуждении к заключению договора в связи с механизмом предоставления выплаты путем заключения договора уступки прав требований (цессии) между Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края и гражданином, подлежат отклонению, поскольку такая обязанность по принудительному заключению договора на административного ответчика судом не возложена, правоотношения сторон урегулированы Порядком погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований, который утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 г. N 270-п, следовательно, не являются результатом судебного усмотрения.
Утверждение о том, что Бондарь Е.Г. не относится к категории социально незащищенных лиц (малоимущих, инвалидов и аналогичных), чьи права и обязанности гарантируются государством, не влечет ошибочность выводов судебных инстанций, указывавших об административном истце как экономически слабой стороне в правоотношениях, направленных на приобретение жилища, с застройщиком-банкротом.
При таком положении оснований для отмены обжалуемых судебных актов судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 мая 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Д.В. Ходак
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 июля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.