Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Алиевой Ш.З. и Алиева Р.А. Алиева О.Р. на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 12 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 23 апреля 2024 г.
по административному делу по административному иску Алиева Р.А. к МКУ "Управление архитектуры и градостроительства города Махачкалы" о признании незаконными уведомлений от 4 мая 2023 г. N Н-117 и от 17 июля 2023 н. N Н-202 и изложенных в них отказов, а также возложении обязанностей выдать уведомление в отношении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алиев Р.А. обратился в суд с административным иском к МКУ "Управление архитектуры и градостроительства города Махачкалы" о признании незаконными уведомлений от 4 мая 2023 г. N Н-117 и от 17 июля 2023 н. N Н-202 и изложенных в них отказов, а также возложении обязанностей выдать уведомление в отношении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N.
В обоснование требований указано, что Алиев Р.А. является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 90 кв.м, видом разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство, по адресу: г..Махачкала, мкр. Живодноводов, ул. Узорная, 45А, приобретенного на основании договора купли-продажи от 3 марта 2017 г..у органа местного самоуправления по выкупной цене. 27 апреля 2023 г..он обратился с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на этом земельном участке, однако уведомлением от 4 мая 2023 г..N Н-117 ему сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по основаниям отнесения к приаэродромной территории и несоблюдении минимального размера земельных участков для индивидуального жилищного строительства. 10 июля 2023 г..Алиев Р.А. вновь обратился с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, на которое уведомлением от 17 июля 2023 г..N Н-202 сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства ввиду расположения земельного участка в приаэродромной территории аэродрома Махачкалы (Уйташ), где не допускается размещение жилой застройки.
Полагая свои права и законные интересы на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением нарушенными, указывая на нотариальное согласие собственников одного из смежных участив на строительство жилого дома непосредственно по границе участков, на принадлежность второго из смежных участков самому административному истцу, а также ссылаясь в дополнениях на неоднократное отклонение по тем же самым основаниям его уведомлений, первое из которых подано 28 сентября 2022 г, Алиев Р.А. просил признать незаконными и отменить уведомления от 4 мая 2023 г..N Н-117 и от 17 июля 2023 г..N Н-202, а также признать незаконными отказы в выдаче уведомлений о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N с возложением на административного ответчика обязанности выдать такое уведомление в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 12 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 23 апреля 2024 г, требования Алиева Р.А. удовлетворены частично, уведомления от 4 мая 2023 г. N Н-117 и от 17 июля 2023 г. N Н-202 признаны незаконными и отменены с возложением на МКУ "Управление архитектуры и градостроительства города Махачкалы" обязанности повторно рассмотреть уведомления Алиева Р.А. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N в остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе представителя Алиевой Ш.З. и Алиева Р.А. Алиева О.Р, поданной 9 июля 2024 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 16 июля 2024 г, ставится вопрос об отмене решения Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 12 сентября 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 23 апреля 2024 г, как не соответствующих нормам материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Алиеву Р.А. на праве собственности принадлежит земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 90 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" "адрес" "а".
Земельный участок предоставлен в собственность на основании постановления Администрации города Махачкалы 16 февраля 2015 г. N 640, согласно договору купли-продажи от 3 марта 2017 г. N 1307, заключенному между Алиевым Р.А. и административным ответчиком, продавец передал в собственность покупателя земельный участок площадью 90 кв.м, относящийся к категории земель населенных пунктов по адресу: "адрес", "адрес" "адрес" "а", для использования под индивидуальное жилищное строительство.
Согласно выписке из ЕГРН от 8 февраля 2022 г. на земельный участок с кадастровым номером N каких-либо ограничений прав и обременении в отношении него не зарегистрировано.
27 апреля 2023 г. административный истец обратился в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке.
Административным ответчиком выдано уведомление от 4 мая 2023 г. N Н-117 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, по тем основаниям, что согласно сведениям, публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне с особыми условиями использования территории "Приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ)"; в границах седьмой подзоны не допускается использование земельных участков в целях размещение жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства; кроме того, сообщено, что согласно сведениям публичной кадастровой карты и представленной выписке из ЕГРН, площадь земельного участка с видом разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство, составляет 90 кв.м, тогда как Правилами землепользования и застройки минимальный размер земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов составляет 200 кв.м.
10 июля 2023 г. Алиев Р.А. повторно обратился к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве. МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" выдало ему уведомление от 17 июля 2023 г. N Н-202 со ссылкой на то, что согласно сведениям, публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне с особыми условиями использования территории "Приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ)"; в границах седьмой подзоны не допускается использование земельных участков в целях размещение жилой застройки.
Удовлетворяя требования Алиева Р.А. в части и признавая оспариваемые уведомления от 4 мая 2023 г. N Н-117 и от 17 июля 2023 г. N Н-202 незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок приобретен в собственность Алиева Р.А. задолго до издания приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 23 апреля 2020 г. N 415-п об установлении приаэродромной территории аэродрома "Махачкала (Уйташ)", поэтому указанные в отказе основания об установлении ограничений для жилищной застройки являются несостоятельными, при этом допущено нарушение права пользования, владения и распоряжения собственника, предусмотренное статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку вид разрешенного использования земельного участка предполагает индивидуальное жилищное строительство, которое также свидетельствует о сложившейся планировки территории под индивидуальное жилищное строительство до принятия Правил землепользования и застройки городского округа "город Махачкала". В качестве способа восстановления нарушенного права суд возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть поданные ранее уведомление Алиева Р.А. о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым N, поскольку с учетом частичного удовлетворения административного иска оспариваемые уведомления признаны незаконными и отменены, обращения являются нерассмотренными по существу в полном объеме.
С такими выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, отклонив апелляционные жалобы административного истца и административного ответчика.
Судебная коллегия полагает об отсутствии предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Данное право собственника земельного участка ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В силу части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Согласно положениям части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Случаи направления уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке предусмотрены частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включают в себя, в том числе случаи, если:
- указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
- размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно части 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в таком уведомлении о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве.
Пунктом 13 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" устанавливает, что ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических, лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории.
В рассматриваемом случае нормативный акт об установлении приаэродромной территории, на который ссылается административный ответчик, издан 23 апреля 2020 г, т.е. после того, как Алиев Р.А. стал собственником земельного участка, следовательно, ограничения, установленные вышеуказанным приказом, на земельный участок не распространяются. Более того, приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23 апреля 2020 г. N 415-П утратил силу с 24 июля 2023 г. в связи с изданием приказа от 24 июля 2023 г. N 560-П. Таким образом, какие-либо ограничения, связанные с безопасностью воздушного сообщения, как ранее, так и в настоящее время в отношении земельного участка не установлены.
В то же время, органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу уведомлений, действия, предусмотренные частью 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и направленные на проверку соответствия указанных Алиевым Р.А. в уведомлении о планируемом строительстве параметров индивидуального жилого дома предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, не были совершены, в судах первой и апелляционной инстанций наличие такого сопоставления и его результаты не представлены.
Более того, требования частей 10 и 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не обеспечены, органом местного самоуправления не приведены какие-либо параметры, которые являются в рассматриваемом случае предельными параметрами разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, а также не дана какая-либо оценка схематическому изображению планируемого к строительству объекта капитального строительства на земельном участке (пункт 4 уведомления Алиева Р.А.), из которого усматривается отсутствие отступов от границы смежных земельных участков с кадастровыми номерами N, а также отсутствие отступа с фронтальной части участка по "адрес" такие сведения и обстоятельства, а также доводы о нотариальном согласии сособственников земельного участка с кадастровым номером N не были предметом проверки надлежащим образом органа уполномоченного местного самоуправления в пределах своей компетенции, то предмет судебной проверки в данном случае отсутствует, выводы судов по вопросам, отнесенным к компетенции органа местного самоуправления будут преждевременными, в связи с чем на административного ответчика правомерно возложена обязанность повторно рассмотреть обращение административного истца.
Вопреки доводам кассационной жалобы, избранный судами способ восстановления нарушенного права административного истца не представляется ошибочным с учетом принципа самостоятельности и разделения властей, а также не противоречит требованиям статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что земельный участок площадью 90 кв.м для индивидуального жилищного строительства был сформирован и продан административному истцу на основании постановления Администрации города Махачкалы 16 февраля 2015 г. N 640 и договора купли-продажи от 3 марта 2017 г. N 1307, подлежат отклонению, поскольку принадлежность земельного участка на праве собственности административному истцу административным ответчиком не оспаривается, вместе с тем, указанные доводы могут быть учтены при повторном рассмотрении уведомления Алиева Р.А. путем выявления объективных обстоятельств, при которых указанный земельный участок был предоставлен в собственность как примыкающий к земельному участку Алиева Р.А, а также был ли он предназначен для самостоятельного использования, исходя из анализа обращений о предоставлении такого участка, и представленных сведений о наличии судебных споров о смещении границ земельных участков в указанном квартале.
При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 12 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 23 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Алиевой Ш.З. и Алиева Р.А. Алиева О.Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 августа 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.