Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Симоновой Инны Игоревны на вступившие в законную силу постановление начальника государственной жилищной инспекции Брянской области от 3 октября 2023 года N88-01/9033, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 15 февраля 2024 года, решение судьи Брянского областного суда от 2 апреля 2024 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО "Жилкоммунхоз" Симоновой Инны Игоревны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника государственной жилищной инспекции Брянской области от 3 октября 2023 года N88-01/9033, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 15 февраля 2024 года, решением судьи Брянского областного суда от 2 апреля 2024 года, генеральный директор ООО "Жилкоммунхоз" Симонова И.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию с применением положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса, в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Симонова И.И. ставит вопрос об отмене названных актов, приводя доводы об их незаконности, прекращении производства по делу.
Прокуратура г. Клинцы, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее не представила.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Симоновой И.И. к административной ответственности) осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ, являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела ООО "Жилкоммунхоз" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 24 июня 2015 года N127. Руководителем ООО "Жилкоммунхоз" является генеральный директор ФИО1.
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Симоновой И.И. к административной ответственности, ООО "Жилкоммунхоз" являлось управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес".
Прокуратурой г. Клинцы Брянской области на основании обращения жильцов вышеуказанного многоквартирного жилого дома проведена проверка деятельности ООО "Жилкоммунхоз", в ходе которой установлено, что обслуживание (уборка и ремонт) общих для всех жителей помещений не производится. Имеют место разрушение внутренней отделки общих помещений, провисание проводки, разрушение окон в коридорах и санузлах, технические неисправности и антисанитарные проявления в общих санузлах на всех этажах многоквартирного жилого дома
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора г. Клинцы Брянской области постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "Жилкоммунхоз" Симоновой И.И. и дальнейшего привлечения ее к административной ответственности согласно названной норме.
Между тем, с указанными выводами согласиться нельзя.
Привлекая заявителя к административной ответственности, должностным лицом административного органа указано, что в силу пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Помещения, за ненадлежащее содержание которых привлекается к административной ответственности Симонова И.И, расположены в отдельном крыле каждого из этажей, не закреплены за отдельной комнатой, предназначены для использования любым собственником жилого помещения, вследствие чего отвечают всем критериям общедомового имущества.
В то же время, согласно материалам дела многоквартирный жилой дом "адрес", 1970 года постройки, ранее являлся общежитием фабрики, затем ОАО "Клинчанка". Здание имеет 4 этажа; согласно экспликации к поэтажному плану здания в нем находились прачечные, подсобные помещения, сушилки, кладовые, кухни, жилые комнаты.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 235 "О порядке передачи объектов соцкультбыта в муниципальную собственность" и в порядке, определенном распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 ода. N 114-рп, указанное общежитие было передано в муниципальную собственность.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.
Согласно представленным выпискам из ЕГРН комнаты в доме переданы в собственность по договору передачи жильцам указанного дома.
Согласно сведениям из технического паспорта (поэтажная экспликация) вышеперечисленные места общего пользования относятся к определенному этажу жилого многоквартирного дома и служат для удовлетворения бытовых нужд для собственников жилых помещений только этого этажа, то есть являются вспомогательными помещениями для части комнат, а не всех собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что объектами жилищных прав являются жилые помещения, а общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (части 1, 5 статьи 15).
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования, приходящейся на лиц, занимающих комнаты по договору социального найма.
Исходя из содержания положений статей 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты, а также доля площади вспомогательных помещений (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
При этом, ни должностным лицом административного органа, ни судебными инстанциями не выяснялось, передавались ли по договорам передачи помещений в собственность соответствующая доля в праве общей собственности на места общего пользования (туалет, кухня, умывальник и т.д.), в каком состоянии принимался данный дом на обслуживание.
Указанный многоквартирный жилой дом включен в краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Пензенской области согласно Постановлению Правительства Брянской области от 22 апреля 2019 года N 165-п "Об утверждении краткосрочного (2020 - 2022 годы) плана реализации региональной программы "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области" (2014 - 2043 годы)".
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Указав в постановлении на тот факт, что в материалах дела отсутствуют доказательства в подтверждение того, что приобретенные жильцами в собственность комнаты переоборудованы в квартиры в понятии, придаваемым им частью 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть с отдельными санузлами, кухнями, межкомнатными коридорами, должностное лицо государственной жилищной инспекции Брянской области не учел, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Таким образом, невозможно сделать однозначный вывод о том, что Симоновой И.И. как должностным лицом управляющей организации осуществлялась предпринимательская деятельность по управлению указанным многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.
При таких данных с учетом неисследованности обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, нельзя согласиться с выводами должностного лица административного органа и судебными инстанциями о том, что имелись основания для привлечения заявителя к административной ответственности согласно названной норме.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Симоновой И.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, постановление начальника государственной жилищной инспекции Брянской области от 3 октября 2023 года N88-01/9033, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 15 февраля 2024 года, решение судьи Брянского областного суда от 2 апреля 2024 года, вынесенные в отношении Симоновой И.И. по настоящему делу об административном правонарушении подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление начальника государственной жилищной инспекции Брянской области от 3 октября 2023 года N88-01/9033, решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 15 февраля 2024 года, решение судьи Брянского областного суда от 2 апреля 2024 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО "Жилкоммунхоз" Симоновой Инны Игоревны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, указав на отсутствие доказательств вины и истечение срока давности. Суд установил, что не была исследована природа общего имущества и условия его использования, что не позволило подтвердить наличие правонарушения. Производство по делу прекращено.