Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Чертовского Федора Федоровича на вступившие в законную силу постановление начальника ОВМ ОП N4 в составе УМВД России по г. Саратову от 17 октября 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 29 февраля 2024 года, решение судьи Саратовского областного суда от 16 апреля 2024 года, вынесенные в отношении Чертовского Федора Федоровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника ОВМ ОП N4 в составе УМВД России по г. Саратову от 17 октября 2023 года Чертовской Ф.Ф. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 29 февраля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 16 апреля 2024 года, постановление начальника ОВМ ОП N4 в составе УМВД России по г. Саратову от 17 октября 2023 года изменено в части указания периода проживания Чертовского Ф.Ф. без документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (паспорта), с 19 августа 2023 года, в остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Чертовской Ф.Ф. просит об отмене вынесенных в отношении него актов, ссылаясь на их незаконность, прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации (далее - Положение о паспорте), действовавшее на период вменяемого правонарушения.
Согласно пункту 1 данного Положения паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Положения о паспорте гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Как следует из материалов дела 17 октября 2023 года в 16 часов 05 минут в ОВМ ОП N4 в составе УМВД России по г. Саратову по адресу: "адрес" установлено, что гражданин Российской Федерации Чертовской Ф.Ф, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 25 октября 2020 года проживает на территории Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (паспорта).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления 17 октября 2023 года заместителем начальника ОВМ ОП N4 в составе УМВД России по г. Саратову в отношении Чертовского Ф.Ф. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в последующем привлечения должностным лицом к административной ответственности по указанной статье.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Чертовского Ф.Ф. квалифицированы по части 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами указанного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, срок давности привлечения Чертовского Ф.Ф. к административной ответственности соблюден.
Исходя из диспозиции части 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанное в ней правонарушение длится до прекращения обстоятельств, с которыми закон связывает наступление административной ответственности.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, является длящимся.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса).
Чертовской Ф.Ф. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за длительное проживание на территории Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (паспорта).
Данное административное правонарушение является длящимся.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Совершенное Чертовским Ф.Ф. административное правонарушение было обнаружено 17 октября 2023 года.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом органа внутренних дел в пределах срока давности привлечения Чертовского Ф.Ф. к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы вынесение 30 декабря 2021 года определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не влияет на законность принятых по настоящему делу актов.
Довод жалобы о том, что начальник ОВМ ОП N4 в составе УМВД России по г. Саратову не уполномочен рассматривать дело об административном правонарушении по статье 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на неверном толковании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают органы внутренних дел (полиция).
Как следует из содержания пункта 1 части 2 статьи 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в том числе дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе: начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители. Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - территориальные органы) являются: на районном уровне - управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным территориям, управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур".
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, перечислены в части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений данной нормы, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе, об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Таким образом, судья Ленинского районного суда г.Саратова по результатам рассмотрения жалобы заявителя вынес решение, предусмотренное указанной выше нормой, в связи с чем доводы жалобы о том, что судья не уполномочен на внесение изменений в постановление должностного лица, подлежат отклонению.
Ссылка в резолютивной части решения судьи районного суда на пункт 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вместо пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является явной техническими опиской, наличие которой законность и обоснованность указанного решения под сомнение не ставит.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 19.15 названного кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление начальника ОВМ ОП N4 в составе УМВД России по г. Саратову от 17 октября 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 29 февраля 2024 года, решение судьи Саратовского областного суда от 16 апреля 2024 года, вынесенные в отношении Чертовского Федора Федоровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Чертовского Федора Федоровича - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал законным привлечение гражданина к административной ответственности за длительное проживание на территории Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность. Суд установил, что все процессуальные нормы соблюдены, а срок давности привлечения к ответственности не нарушен. Решения нижестоящих судов оставлены без изменения, жалоба гражданина отклонена.