Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Суханова Сергея Анатольевича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 7 июня 2023 года N071/04/9.21-458/2023, решение судьи Советского районного суда г. Тулы от 22 декабря 2023 года, решение судьи Тульского областного суда от 18 апреля 2024 года, вынесенные в отношении главного инженера - начальника района сетей АО "Алексинская электросетевая компания" Суханова Сергея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 7 июня 2023 года N071/04/9.21-458/2023, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Тулы от 22 декабря 2023 года, решением судьи Тульского областного суда от 18 апреля 2024 года, главный инженер - начальник района сетей АО "Алексинская электросетевая компания" Суханов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Суханов С.А. просит об отмене вынесенных по настоящему делу в отношении него актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Суханов С.А. к административной ответственности) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Отношения в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
Для целей названного закона используются такое понятие как объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (статья 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 утверждены: Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг; Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг; Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N861).
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (абзац 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
В соответствии с абзацем 13 подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления, мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Пунктом 110 Правил N861 установлено, что в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) которых осуществляется на уровне напряжения 0, 4 кВ и ниже, по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация в течение одного рабочего дня составляет уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по форме, предусмотренной приложением N 1(1) к настоящим Правилам, в форме электронного документа и размещает это уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, в личном кабинете заявителя. По результатам выполнения сетевой организацией и заявителем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого осуществляется на уровне напряжения выше 0, 4 кВ, мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация составляет в форме электронных документов и размещает в личном кабинете заявителя акт о выполнении технических условий по форме, предусмотренной приложением N 15 к настоящим Правилам, содержащий перечень мероприятий, реализованных в соответствии с техническими условиями, и акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы, обязана уведомить заявителя.
Как следует из материалов дела 14 марта 2023 года ФИО4, действуя в интересах ФИО5, обратилась в Управления Федеральной антимонопольной службы с жалобой на бездействие АО "Алексинская электросетевая компания", выраженное в неосуществлении в установленный законом срок технологического присоединения.
20 октября 2021 года между ФИО4, действующей от имении ФИО5, и АО "Алексинская электросетевая компания" заключен договор об осуществлении технологического присоединения N862/2021Э, пунктом 5 которого предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня его заключения, то есть до 20 апреля 2022 года.
15 апреля 2022 года сторонами заключено дополнительное соглашение к договору N, согласно которому срок осуществления мероприятия по технологическому присоединению продлен до 31 декабря 2022 года.
На момент обращения заявителя в антимонопольный орган и возбуждения дела об административном правонарушении мероприятия по технологическому присоединению объекта, принадлежащего ФИО5, не выполнены.
Ответственным должностным лицом согласно пунктов 2.1, 2.5 должностной инструкции за руководство производственно-хозяйственной деятельности района сетей, организацию рассмотрения, согласования проектных заданий строительства и реконструкции энергообъектов района, приемку оборудования и устройств для капитального ремонта объектов капитального строительства являлся главный инженер - начальник района АО "Алексинская электросетевая компания" Суханов С.А.
Указанные обстоятельства вменяемого Суханову С.А. административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 30 мая 2023 года; жалобой Исаевой Т.А, действующей в интересах ФИО5; договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N от 20 октября 2021 года, дополнительным соглашением от 15 апреля 2022 года к договору об осуществлении технологического присоединения N от 20 октября 2021 года; техническими условиями для присоединения к электрическим сетям с фототаблицей; договором подряда N23 от 27 февраля 2023 года, договором поставки N от 15 декабря 2022 года, спецификацией от 15 декабря 2022 года, должностной инструкцией главного инженера - начальника района АО "Алексинская электросетевая компания" и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние, вменяемое главному инженеру - начальнику района АО "Алексинская электросетевая компания" Суханову С.А, квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, не может быть принят во внимание.
Срок осуществления мероприятия по технологическому присоединению продлен до 31 декабря 2022 года согласно заключенном между сторонами 15 апреля 2022 года дополнительному соглашению.
Поданная в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалоба не содержит каких-либо подтвержденных правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены или изменения обжалуемых актов. Приведенные в ней доводы сводятся к несогласию с принятыми по делу актами, они являлись предметом исследования и проверки в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 7 июня 2023 года N071/04/9.21-458/2023, решение судьи Советского районного суда г. Тулы от 22 декабря 2023 года, решение судьи Тульского областного суда от 18 апреля 2024 года, вынесенные в отношении главного инженера - начальника района сетей АО "Алексинская электросетевая компания" Суханова Сергея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Суханова Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что главный инженер АО "Алексинская электросетевая компания" виновен в административном правонарушении за несоблюдение сроков технологического присоединения к электрическим сетям. Жалоба на незаконность актов, вынесенных в отношении него, была отклонена, так как все обстоятельства дела были должным образом исследованы и оценены судебными инстанциями. Административный штраф назначен в пределах санкции Кодекса.