Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Токмакова Андрея Васильевича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области от 3 ноября 2023 года N20-25/6-3706/2023, решение судьи Советского районного суда г. Орла от 26 декабря 2023 года, решение судьи Орловского областного суда от 9 февраля 2024 года, вынесенные в отношении заместителя начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Токмакова Андрея Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области от 3 ноября 2023 года N20-25/6-3706/2023, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Орла от 26 декабря 2023 года и решением судьи Орловского областного суда от 9 февраля 2024 года, заместитель начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Токмаков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Токмаков А.В. просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, считая их незаконными.
Прокуратура Орловской области, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее не представила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Статьей 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Согласно части 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, за исключением иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемых на материальное обеспечение деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников, правила предоставления и распределения которых устанавливаются соответственно актами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 6, 8 Правил уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, указанные в п. 2 Правил, направляет в Федеральное агентство водных ресурсов ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, а также направляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заверенные в установленном порядке копии нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое использование субвенций и достоверность отчетности, представляемой в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
Приказом Минприроды России от 22 октября 2020 года N 843 утверждена форма представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений согласно приложению 2.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Орловской области проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
По результатам проведенной проверки выявлены нарушения порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, а именно в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области в 2020 - 2023 годах предоставлялись средства из федерального бюджета в виде субвенций.
Согласно разделу II "Целевые прогнозные показатели" отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за январь - декабрь 2021 года, за январь - декабрь 2022 года предусмотрены мероприятия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а именно: доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности; протяженность па конец года расчищенных, углубленных, зарегулированных участков русел рек; протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности; доля населения, проживающая на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, в общей численности населения, проживающего на территориях Российской Федерации, подверженных негативному воздействию вод; протяженность участков русел рек, нуждающихся в проведении противопаводковых мероприятий, которые согласно данным отчетов выполнены в полном объеме.
Вместе с тем вышеуказанные показатели не выполнены, Департаментом мероприятия в рамках осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, не проводились.
В нарушение пункта 8 Правил отчеты о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за 2021 и 2022 годы, направленные Департаментом в Федеральное агентство водных ресурсов содержат недостоверные данные, а именно: в разделе II "Целевые прогнозные показатели" отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за 2021-2022 годы, отражены показатели за фактически невыполненные мероприятия.
Согласно данным отчета за январь-декабрь 2021 года, показатель "доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, дноуглублению, спрямлению, расчистке от завалов, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в проведении противопаводковых мероприятий" составляет 1, 10 %, показатель "доля населения, проживающая на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, к общей численности населения, проживающего на территориях Российской Федерации, подверженных негативному воздействию вод" - 4, 66 %. При этом, в отчете за январь-декабрь 2022 года те же показатели составляют 1, 08 % и 4, 72 % соответственно при неизменных показателях "протяженность на конец года расчищенных, углубленных, зарегулированных участков русел рек" - 8, 64 км, "протяженность участков русел рек, нуждающихся в проведении противопаводковых мероприятий (включая протяженность участков, на которых осуществлены соответствующие, работы" - 799, 038 км, "численность населения, проживающего на конец года на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий и мероприятий по предотвращению разрушения берегов территории" - 1, 76 тыс. чел, "численность населения, проживающего на территориях субъекта Российской Федерации, подверженных негативному воздействию вод (включая численность населения, проживающего на территориях, защищенных в результате строительства сооружений инженерной защиты, проведения противопаводковых мероприятий и мероприятий по предотвращению разрушения берегов территории" - 37, 78 тыс. чел.
Таким образом, в отчете за январь - декабрь 2021 года на 0, 02 % завышен показатель "доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, дноуглублению, спрямлению, расчистке от завалов, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в проведении противопаводковых мероприятий", в отчете за январь - декабрь 2022 года на 0, 06 % завышен показатель "доля населения, проживающая на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, к общей численности населения, проживающего на территориях Российской Федерации, подверженных негативному воздействию вод", то есть в указанных отчетах содержатся недостоверные данные, что является нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Приказом Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 1 марта 2019 года N 55-к Токмаков А.В. назначен на должность заместителя начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
Согласно письму Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 30 августа 2023 года N 5-2-3539 должностным лицом, ответственным за составление отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансирования обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за 2021 - 2022 годы является Токмаков А.В..
В силу подпункта 35 пункта 3.2 Должностного регламента государственного гражданского служащего Орловской области, замещающего должность заместителя начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, утвержденного 1 марта 2019 года руководителем Департамента, заместитель начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области обеспечивает реализацию мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Орловской области.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения заместителем прокурора Орловской области дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Токмакова А.В..
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Токмакова А.В. правильно квалифицировано по части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что Токмаков А.В. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, нельзя признать состоятельным.
Форма представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренная Приказом Минприроды России от 22 октября 2020 года N 843, предусматривает подписание его руководителем уполномоченного органа, главным бухгалтером и исполнителем.
Материалами дела установлено, что Токмаков А.В. является исполнителем по составлению данного отчета, отчет им подписан как исполнителем и он несет ответственность за достоверность указанной отчетности.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в действиях Токмакова А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Токмакова А.В. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Токмакову А.В. в пределах, предусмотренных санкцией части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области от 3 ноября 2023 года N20-25/6-3706/2023, решение судьи Советского районного суда г. Орла от 26 декабря 2023 года, решение судьи Орловского областного суда от 9 февраля 2024 года, вынесенные в отношении заместителя начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Токмакова Андрея Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Токмакова Андрея Васильевича - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что должностное лицо было привлечено к административной ответственности за нарушения порядка расходования межбюджетных трансфертов. В ходе проверки выявлены недостоверные данные в отчетах о расходах, что подтвердило наличие состава правонарушения. Жалоба на незаконность решений судов первой и апелляционной инстанций отклонена, все акты оставлены без изменения.