Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Чумакова Ю.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Дмитровского городского округа Московской области на решение Дмитровского городского суда Московской области от 23 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости "Заповедное Озеро", садоводческого некоммерческого товарищества "Зеленый Оазис" и Товарищества собственников недвижимости "Озерецкое-Лэнд" к администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
товарищество собственников недвижимости "Заповедное Озеро" (далее - ТСН "Заповедное Озеро"), садоводческое некоммерческое товарищество "Зеленый Оазис" (далее - СНТ "Зеленый Оазис") и товарищество собственников недвижимости "Озерецкое-Лэнд" (далее - ТСН "Озерецкое-Лэнд") обратились в суд с административными исковыми требованиями к администрации Дмитровского городского округа Московской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа от 18 апреля 2023 года N 6255/04-3.1 в постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участка автомобильной дороги от поворота "адрес" и ТСН "Заповедное озеро" и в принятии мер по поддержанию участка автодороги в состоянии, соответствующем требованиям "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст) (далее ГОСТ Р 52766-2007), возложении обязанности по обращению в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества и по приведению автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.
В обоснование заявленных требований сослались на то, что указанный участок автомобильной дороги в настоящее время не имеет собственника, что влечет невозможность обеспечения не только сохранности дороги, но и безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 23 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 ноября 2023 года, административный иск удовлетворен частично. Признан незаконным отказ Администрации, изложенный в ответе от 18 апреля 2023 года N 6255/04-3.1 на заявление ТСН "Заповедное озеро" от 20 марта 2023 года. На Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 апреля 2024 года через Дмитровский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 15 мая 2024 года, заявитель просит отменить судебные акты, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Утверждает, что спорная дорога не может являться бесхозяйной ввиду ее расположения на землях лесного фонда. Такая дорога на основании закона отнесена к землям, принадлежащим Российской Федерации. Отказ в принятии дороги общего пользования в реестр муниципального имущества Дмитровского городского округа Московской области является законным и обоснованным.
Относительно кассационной жалобы ТСН "Заповедное Озеро" представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)
Таких нарушений норм права при рассмотрении настоящего дела судами допущено не было.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 20 марта 2023 года ТСН "Заповедное озеро" обратилось в Администрацию с заявлением о включении автомобильной дороги "адрес" в реестр муниципального имущества Дмитровского городского округа Московской области и начале мероприятий по ее обслуживанию, ссылаясь на то, что указанная дорога на кадастровый учет не поставлена, межевание в отношении нее не проводилось, данные о правообладателе отсутствуют. Автомобильная дорога ТСН "Заповедное озеро" не принадлежит, в перечне автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Московской области, в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения не значится, на балансе государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор", федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог" "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Центравтомагистраль") не числится, сведений о принадлежности данной дороги какому-либо физическому или юридическому лицу не имеется. Спорная автомобильная дорога должным образом не обслуживается, что вызывает повышенную вероятность возникновения на ней аварийных ситуаций. При этом она эксплуатируется не только жителями коттеджного поселка ТСН "Заповедное озеро", по ней осуществляется подъезд неограниченного круга лиц к прилегающим к ТСН "Заповедное озеро" территориям, таким как Дом отдыха аэропорта Шереметьево, деревня Рыбаки, коттеджный посёлок "Зелёный Оазис" и др. Кроме того, дорога обеспечивает подъезд неограниченного круга лиц к пляжной зоне озера Долгое.
18 апреля 2023 года Администрацией дан ответ, из которого следует, что проезд к ТСН "Заповедное озеро" дорогой общего пользования местного значения Дмитровского городского округа Московской области не является и в муниципальной собственности не числится. Данный проезд проходит по земельному участку с кадастровым номером N (категория земель - земли лесного фонда), а также по территории государственного лесного фонда. Выполнять работы по содержанию и ремонту указанного проезда за счет средств дорожного фонда Дмитровского городского округа Московской области не представляется возможным.
Как усматривается из материалов дела, спорная автомобильная дорога проходит по земельному участку с кадастровым номером N (категория земель - земли лесного фонда), участок дороги "адрес" расположен на территории лесного фонда, по материалам лесоустройства имеет таксационную характеристику "дорога автомобильная грунтовая"; автомобильная дорога на учет не поставлена, право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано, в адресном реестре сведения о дороге отсутствуют.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции, позицию которого поддержала апелляционная инстанция, руководствовался положениями статей 16, 50, 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 13, 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, и исходил из того, что административный ответчик не предоставил доказательств, объективно подтверждающих невозможность принятия мер для постановки автомобильной дороги на учет в качестве бесхозяйной в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ответ Администрации является формальным, не содержит в себе мотивированных разъяснений по существу поставленных в обращении вопросов о включении спорной автомобильной дороги в реестр муниципального имущества Дмитровского городского округа Московской области и о начале мероприятий по ее обслуживанию.
Оснований не согласиться с данными выводами судебных инстанций у судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Законом N 257-ФЗ, действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (статья 1).
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) (пункт 1 статьи 3 поименованного Федерального закона).
В пункте 7 статьи 3 Закона N 257-ФЗ установлено, кто признается владельцами автомобильных дорог, среди которых местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 указанной выше статьи).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения (пункты 6, 11).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 названного Федерального закона).
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), как на орган местного самоуправления, федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая их ремонт и содержание.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, установив, что Администрацией должным образом не рассмотрено обращение ТСН "Заповедное озеро", связанное с необходимостью приведения участка автомобильной дороги "адрес" и ТСН "Заповедное озеро" в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 в целях обеспечения сохранности дороги и безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения, приняв во внимание, что спорная автомобильная дорога расположена на территории Дмитровского городского округа Московской области, по ней осуществляется подъезд неограниченного круга лиц к территориям Дома отдыха аэропорта Шереметьево, деревни Рыбаки, коттеджного посёлка "Зелёный Оазис", пляжной зоны озера Долгое, суды правомерно возложили на административного ответчика обязанность по повторному рассмотрению обращения.
Кассационная жалоба каких-либо доводов, обосновывающих необходимость отмены судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом заявленных требований, и выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, направлена на их переоценку, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Дмитровского городского суда Московской области от 23 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Дмитровского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.