Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Шамшутдиновой Г.К, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 27 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению К.Т.А. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
К.Т.А. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, просила признать незаконными действия министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство) по предоставлению в собственность земельного участка.
В обоснование административного иска указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, доступ к нему обеспечен со стороны "адрес". На сайте Министерства размещено объявление о предоставлении в собственность иного земельного участка площадью 400 кв.м, однако лицом, обратившимся с указанной схемой, не была предоставлена полная информация, поскольку на схеме размещения не указан гараж. В результате предоставления иному лицу земельного участка в соответствии со схемой она лишится доступа к принадлежащему ей земельному участку.
Решением Советского районного суда города Тулы от 28 августа 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 27 февраля 2024 года решение районного суда отменено, административный иск удовлетворен. Признаны незаконными действия Министерства по предоставлению земельного участка площадью 400 кв.м, расположенного юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером N.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 мая 2024 года, Министерство просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение районного суда. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на законности оспариваемых действий, их соответсвиии положениям статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, отмечает, что земельный участок не был предоставлен ввиду поступивших обращений о намерении участвовать в аукционе, в том числе от К.Т.А, доступ на участок последней имеется.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие основания для пересмотра судебного акта имеются.
Установленный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления публичных земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, обеспечение иным гражданам возможности подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды этого участка в течение тридцати дней со дня опубликования извещения (подпункт 1 пункта 1, пункт 4).
В отсутствие заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, поступивших по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения, земельный участок предоставляется (его предоставление предварительно согласовывается) без проведения торгов (пункт 5).
В случае поступления конкурирующих заявлений уполномоченный орган должен принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов и о проведении соответствующего аукциона (пункт 7).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, К.Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в "адрес".
П.Л.М. обратился в Министерство с заявлением от 1 июня 2023 года о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка площадью 400 кв.м, расположенного в "адрес" юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером N, для личного подсобного хозяйства. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением от 14 июня 2023 года N N П.Л.М. отказано в предоставлении земельного участка на основании пункта 8 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации с указанием, на то, что Министерством будет обеспечено опубликование извещение о возможности предоставления земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства.
19 июня 2023года Министерством опубликовано объявление о предоставлении в собственность для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью 400 кв.м в "адрес", схема расположения которого представлена П.Л.М.
После опубликования извещения в адрес Министерства поступили обращения, включая обращение К.Т.А, о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора купли-продажи земельного участка.
24 и 25 июля 2023 года Министерство направило в адрес К.Т.А. и П.Л.М. уведомления о том, что в отношении земельного участка Министерством будут проведены работы по организации аукциона.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд пришел к выводу о том, что действия Министерства по образованию земельного участка в предложенной заявителем конфигурации согласуется с принципами земельного законодательства, доступ на земельный участок предусмотрен с улиц Ореховая и Кольцевая "адрес", фактически доступ на земельный участок с земель общего пользования не ограничен.
Отменяя решение районного суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и указал на незаконность утверждения схемы расположения земельного участка, к которому не обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования). При этом суд отметил, что в случае образования земельного участка в соответствии с предложенной схемой, проезд к земельному участку К.Т.А. со стороны "адрес" будет невозможен, иные проезды не предусмотрены документами территориального планирования; проезду к земельному участку К.Т.А. препятствует незаконно размещенный гараж.
Кроме того, как отмечено судом, К.Т.А. выдано разрешение на использование земель площадью 304 кв.м без их предоставления для размещения проездов, частично совпадающих с территорией земельного участка, в отношении которого проводятся работы по организации аукциона (опубликовано объявление от 19 июня 2023года, заключен государственный контракт на выполнение кадастровых работ от 31 октября 2023 года N 11). То обстоятельство, что земельный участок площадью 400 кв.м в "адрес" никому не предоставлен, по мнению суда апелляционной инстанции, не лишает К.Т.А. возможности защищать свои права избранным способом, поскольку процедура предоставления земельного участка начата, её итогом является предоставление земельного участка в тех характеристиках, которые содержатся в извещении о проведении аукциона.
Не ставя под сомнение верность вывода суда апелляционной инстанции о недопустимости образования земельных участков, не соответствующих требованиям закона, в том числе не имеющих доступа от земель общего пользования, судебная коллегия отмечает, что судом апелляционной инстанции не установлен факт образования Министерством земельного участка, который бы не имел доступа от земель общего пользования, либо ограничивал такой доступ на земельный участок К.Т.А.
Как отмечено в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению.
В резолютивной части апелляционного определения указано на признание незаконными действий Министерства по предоставлению земельного участка, при этом не поименованы конкретные действия, совершенные на дату обращения с административным иском и являвшиеся предметом оспаривания, которые могут повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов К.Т.А. или создавать препятствия к их осуществлению. При этом по делу не оспаривалось, что земельный участок на момент обращения в суд и рассмотрения дела районным судом не образован и не предоставлен.
В этой связи судебная коллегия находит, что судом апелляционной инстанции не установлены обстоятельства, касающиеся нарушения прав административного истца какими-либо конкретными совершенными Министерством и оспариваемыми К.Т.А. действиями, несмотря на то, что данные обстоятельства подлежали выяснению и доказыванию административным истцом в соответствии с положениями частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких данных судебная коллегия находит постановленное по делу апелляционное определение принятым без учета положений пункта 7 статьи 6, части 2 статьи 14, пункта 1 части 9, части 11 статьи 226, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предполагающих выяснение при активной роли суда вопроса о нарушении прав административного истца как одного из условий удовлетворения административного иска.
Поскольку допущенные при рассмотрении дела нарушения процессуального закона могли повлечь принятие неправильного решения, апелляционное определение подлежит отмене с направлением на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 27 февраля 2024 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Тульский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.