Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Шамшутдиновой Г.К, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 28 декабря 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению М.О.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Орловской области о возврате излишне уплаченного налога.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
М.О.В. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области (далее - Управление) сумму излишне уплаченного налога за 2015 год, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 98 429 руб. 88 коп.; восстановить пропущенный срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога.
В обоснование административного иска указал, что в 2022 году узнал о наличии переплаты по налогу и обратился с заявлением о возврате переплаты. Утверждения о направлении 24 августа 2017 года в его адрес сообщения о факте излишней уплаты налога ничем не подтверждено. В этой связи считает незаконными решение Управления об отказе в возврате налогов по мотиву нарушения срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы.
Решением Железнодорожного районного суда города Орла от 15 сентября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 28 декабря 2023 года, решение районного суда отменено, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 мая 2024 года, Управление просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение районного суда. Полагает, что налогоплательщик должен был узнать о переплате в момент совершения платежа, в связи с чем трехлетний срок, исчисляемый с даты, когда налогоплательщик узнал о переплате, к моменту обращения в налоговый орган истек; отсутствие контроля за исчислением налогов не является основанием исчислять срок с иной даты.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов административного дела, в период с 18 июля 2014 года по 11 января 2016 года М.О.В. являлся индивидуальным предпринимателем, применял упрощенную систему налогообложения; у него возникла переплата по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2015 год в размере 98 429 руб. 88 коп, о чем ему стало известно только в 2022 году.
М.О.В. обратился в Управление с заявлением от 5 декабря 2022 года о возврате излишне уплаченного налога. Решением Управления от 8 декабря 2022 года в удовлетворении данного заявления отказано со ссылкой на пропуск трехлетнего срока на подачу заявления, исчисляемого со дня уплаты налога.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что М.О.В. пропустил трехлетний срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченных налогов, поскольку должен был знать о наличии такой переплаты в момент подачи налоговых деклараций.
Отменяя решение районного суда и удовлетворяя административный иск, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что о наличии переплаты М.О.В. стало известно 5 декабря 2022 года, о чем он указал в заявлении о возврате излишне уплаченного налога, поданном в Управление в тот же день 5 декабря 2022 года. Управление данный факт не опровергло, соответствующих доказательств не представило. Судом отмечено, что представленная Управлением копия не подписанного сообщения о факте излишней уплаты налога от 24 августа 2017 года и ссылка на уничтожение реестров почтовых отправлений не доказывают направление М.О.В. такого сообщения.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены апелляционного определения судом кассационной инстанции.
Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (подпункт 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года).
Согласно положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей (пункт 1). Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (пункт 3). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7).
Установление налоговым законодательством данного срока направлено не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой В.А. на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации").
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что о факте переплаты налогов М.О.В. стало известно 5 декабря 2022 года.
Доводы кассационной жалобы, направленные на оспаривание этого обстоятельства, установленного судом апелляционной инстанции по результатам оценки доказательств, не могут повлечь иного исхода дела на стадии кассационного производства.
Наличие переплаты на день обращения М.О.В. с заявлением о ее возврате Управлением не оспаривалось и достоверно установлено судом.
Вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для возврата излишне уплаченного налога основан установленных по делу фактических обстоятельствах.
Правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и норм процессуального права проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 28 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.