Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Александровой К.А, судей Чумакова Ю.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лапшина Дмитрия Николаевича на решение Раменского городского суда Московской области от 16 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 7 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Лапшина Дмитрия Николаевича к Министерству внутренних дел России, Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Раменское", медицинской части N 10 федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 50 Федеральной службы исполнения наказания" об оспаривании действий (бездействий), взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения Лапшина Д.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лапшин Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании незаконным бездействия Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Раменское" (далее - МУ МВД России "Раменское"), выразившегося в этапировании административного истца 30 мая 2023 года из федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области" (далее - ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области) в изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых (далее - ИВС ПиО) МУ МВД России "Раменское" для участия в судебных заседаниях в Раменском городском суде Московской области с диагнозом " "данные изъяты"", то есть с "данные изъяты", при котором показано непрерывное наблюдение и лечение в условиях стационара; в невызове 30 мая 2023 года административному истцу бригады скорой медицинской помощи в ИВС ПиО МУ МВД России "Раменское"; действий МУ МВД России "Раменское", выразившехся в занесении в журнал медицинских осмотров сведений о медицинском осмотре Лапшина Д.Н. 30 мая 2023 года, как лицом, не уполномоченным на совершение таких действий; бездействия медицинской части N 10 федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 50 Федеральной службы исполнения наказания" (далее - МЧ-10 ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России), выразившегося в неснятии Лапшина Д.Н. с этапирования в ИВС ПиО МУ МВД России "Раменское" из ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области в связи с опасным инфекционным заболеванием; о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 100 000 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что 30 мая 2023 года сотрудники конвойной службы этапировали Лапшина Д.Н. из ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области в ИВС ПиО МУ МВД России "Раменское" для последующего участия в судебном заседании при наличии у административного истца предварительного диагноза от 18 мая 2023 года " "данные изъяты"". По прибытии в ИВС ПиО МУ МВД России "Раменское" медицинским работником административный истец не осматривался, оперативный дежурный отказал Лапшину Д.Н. в вызове бригады скорой медицинской помощи, тем самым ограничив право на медико-санитарное обеспечение, а также поставил под угрозу здоровье лиц, содержащихся совместно с Лапшиным Д.Н. в камере изолятора.
Решением Раменского городского суда Московской области от 16 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 7 февраля 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие должностного лица МУ МВД России "Раменское", выразившееся в невызове 30 мая 2023 года бригады скорой медицинской помощи Лапшину Д.Н, содержавшемуся в указанный период времени в ИВС ПиО МУ МВД России "Раменское". С Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Лапшина Д.Н. взыскана компенсация в размере 2 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 13 мая 2024 года через суд первой инстанции, Лапшин Д.Н. просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Указывает на допущенное судами неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, ненадлежащее исследование и оценку доказательств.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, постановлением от 25 декабря 2021 года в отношении Лапшина Д.Н. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации.
В мае 2023 года Лапшин Д.Н. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области.
Из рапорта начальника ИВС ПиО МУ МВД России "Раменское" от 30 мая 2023 года следует, что 30 мая 2023 года в 19 час. 00 мин. Лапшин Д.Н. из ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области поступил в ИВС ПиО МУ МВД России "Раменское", на момент поступления документы, подтверждающие плохое самочувствие или необходимость лечения Лапшина Д.Н, не предоставлены. Медицинские документы о состоянии здоровья спецконтингента из ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области в ИВС ПиО МУ МВД России "Раменское" не передаются, а остаются в МЧ-10 ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России.
Согласно журналу медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС ПиО МУ МВД России "Раменское", дежурным изолятора ФИО8 30 мая 2023 года в 22 час. 00 мин. внесена запись в пункт 1488 о том, что от Лапшина Д.Н. поступили жалобы на "данные изъяты".
Из рапорта начальника ИВС ПиО МУ МВД России "Раменское" от 27 июля 2023 года следует, что с 4 октября 2020 года в ИВС ПиО МУ МВД России "Раменское" отсутствует медицинский работник, должность заведующего медицинской санитарной части вакантная. Во время ухудшения здоровья подозреваемых и обвиняемых им вызывается скорая медицинская помощь, или они доставляются в государственное "данные изъяты" для дальнейшего лечения.
Согласно представленной МЧ-10 ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России справке от 31 июля 2023 года б/н 18 мая 2023 года Лапшину Д.Н. проведена заочная консультация "данные изъяты", диагноз " "данные изъяты"", рекомендована "данные изъяты", которая проведена лишь 7 июня 2023 года, после чего дано окончательное заключение: " "данные изъяты"".
Разрешая спор и частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводам которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что МУ МВД России "Раменское" допущено нарушение прав Лапшина Д.Н. на получение квалифицированной медицинской помощи, поскольку по жалобам административного истца на состояние здоровья не была вызвана бригада скорой медицинской помощи, что свидетельствует о наличии основания для взыскания компенсации с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении остальной части административного искового заявления, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий МУ МВД России "Раменское" по этапированию 30 мая 2023 года, бездействия МЧ-10 ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России по неснятию Лапшина Д.Н. с этапирования в ИВС ПиО МУ МВД России "Раменское" из ФКУ СИЗО-11 УФСИН России по Московской области, поскольку согласно представленным медицинским документам по состоянию на 30 мая 2023 года препятствий для этапирования Лапшина Д.Н. не имелось.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21, 22 Конституции Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона N 103-ФЗ предусмотрено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемыми обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу положений части 1 статьи 24 Федерального закона N 103-ФЗ оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи (часть 4 статьи 24 Федерального закона N 103-ФЗ).
В Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950 (далее - Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания), закреплено, что подозреваемые и обвиняемые в случае ухудшения состояния здоровья могут обращаться за помощью к любому сотруднику изолятора временного содержания, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику изолятора временного содержания. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, и в журнале санитарного состояния изолятора временного содержания (пункт 123).
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В ходе судебного разбирательства установлены отклонения фактических условий содержания Лапшина Д.Н. в ИВС ПиО МУ МВД России "Раменское" от требований статьи части 4 статьи 24 Федерального закона N 103-ФЗ, пункта 123 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания. Определяя размер компенсации, суды учитывали характер допущенных нарушений, данные о личности административного истца, требования разумности и справедливости.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что незаконного бездействия со стороны МУ МВД России "Раменское", МЧ-10 ФКУЗ МСЧ-50 ФСИН России не допущено; объективными сведениями о наличии у административного истца опасного инфекционного заболевания, препятствующего этапированию Лапшина Д.Н. по состоянию на 30 мая 2023 года, административные ответчики не располагали; доказательств наступления негативных последствий не представлено.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 16 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 7 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лапшина Дмитрия Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 6 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.