Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А.
судей Александровой К.А, Поляниной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации, межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Павловский" на решение Павловского городского суда Нижегородской области от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 31 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Бугаева Анатолия Ивановича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Павловский" о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в изоляторе временного содержания.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бугаев А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 300 000 руб.
В обоснование требований указано, что Бугаев А.И. содержался в изоляторе временного содержания межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Павловский" (далее - ИВС МО МВД России "Павловский") в ненадлежащих условиях: бетонные полы в камерном помещении; горячая вода, санузел и канализация отсутствовали, вентиляция не соответствовала норме.
Решением Павловского городского суда Нижегородской области от 19 мая2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 31 января 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Условия в ИВС МО МВД России "Павловский" признаны не соответствующими действующему законодательству Российской Федерации; бездействие МО МВД России "Павловский" по ненадлежащему содержанию Бугаева А.И. в помещении ИВС МО МВД России "Павловский" - незаконным; с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) за счет казны Российской Федерации в пользу Бугаева А.И. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 10 000 руб. В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 17 июня 2024 года через суд первой инстанции, МВД России и МО МВД России "Павловский" просят отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывают на то, что незаконного бездействия не допущено, поскольку предпринимаются меры к обеспечению надлежащих условий содержания в изоляторе временного содержания. Обращают внимание на пропуск административным истцом срока на обращение в суд.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Бугаев А.И. периодически содержался в ИВС МО МВД России "Павловский" с 25 марта 2020 года по 27 марта 2020 года, с 8 июля 2020 года по 9 июля 2020 года, с 17 августа 2020 года по 19 августа 2020 года, с 11 мая 2022 года по 13 мая 2022 года, с 1 июня 2022 года по 3 июня 2022 года, с 29 июня 2022 года по 1 июля 2022 года, с 1 августа 2022 года по 3 августа 2022 года, с 29 августа 2022 года по 31 августа 2022 года, с 3 октября 2022 года по 5 октября 2022 года, с 28 ноября 2022 года по 30 ноября 2022 года, с 14 декабря 2022 года по 16 декабря 2022 года, с 21 декабря 2022 года по 23 декабря 2022 года, с 11 января 2023 года по 13 января 2023 года, с 1 февраля 2023 года по 3 февраля 2023 года, с 20 февраля 2023 года по 22 декабря 2023 года, с 27 февраля 2023 года по 1 марта 2023 года.
Изолятор временного содержания расположен в здании МО МВД России "Павловский" по адресу: "адрес", оборудован 7 камерами для содержания подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений.
Камеры N двухместные, каждая площадью 10, 56 кв. м. Камеры N N одноместные, каждая площадью 4, 62 кв. м.
Решением Павловского городского суда Нижегородской области от 10 января 2022 года по делу N частично удовлетворены требования Павловской городской прокуратуры Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к МВД России, ГУ МВД России по Нижегородской области, МО МВД России "Павловский" о возложении обязанности привести изолятор временного содержания в соответствие с требованиями закона.
Разрешая настоящий спор и частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что камеры временного изолятора не оборудованы санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности и краном с водонапорной трубой, окнами, естественная вентиляция не обеспечивает необходимый уровень воздухообмена. Таким образом, административными ответчиками допущено нарушение условий содержания Баскакова С.В. общей продолжительностью 46 суток с период с 25 марта 2020 года по 1 марта 2023 года в ИВС МО МВД России "Павловский".
Определяя размер взыскиваемой компенсации в размере 10 000 руб, суд первой инстанции принял во внимание индивидуальные особенности административного истца и фактические обстоятельства дела, эпизодический характер и объем допущенных нарушений, фактические обстоятельства дела, продолжительность, характер и степень нравственных страданий, принципы разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона N 103-ФЗ предусмотрено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемыми обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел являются местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (статья 7 Федерального закона N 103-ФЗ).
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В ходе судебного разбирательства установлены отклонения фактических условий содержания Бугаева А.И. в ИВС МО МВД России "Павловский" от требований Федерального закона N 103-ФЗ.
Наличие у административного истца права на получение компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания подтверждены совокупностью представленных и исследованных судами доказательств.
Давая оценку действиям административных ответчиков и определяя размер компенсации, суды учитывали длительность содержания Бугаева А.И.в ненадлежащих условиях, характер допущенных нарушений, данные о личности административного истца, требования разумности и справедливости.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 17.1 Федерального закона N 103-ФЗ).
Позиция органов МВД России, отраженная в кассационной жалобе, основана на иной оценке доказательств, сводится к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, а также оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы административных ответчиков о пропуске административным истцом срока на обращение в суд подлежат отклонению, поскольку Бугаев А.И. находился в местах лишения свободы.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Иная оценка авторами кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Павловского городского суда Нижегородской области от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 31 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации, межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Павловский" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.