Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Шеховцовой Ю.В, Михайловой О.П, рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июля 2024 года гражданское дело N 2-3617/5-2023 по иску Соклакова Александра Петровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области об обязании обеспечить протезом, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области
на решение Ленинского районного суда г. Курска от 19 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 20 февраля 2024 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, выслушав пояснения представителя истца Кольцова К.А, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Соклаков А.П. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области об обязании обеспечить протезом.
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 19 октября 2023 года исковые требования Соклакова А.П. удовлетворены. Постановлено обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области в срок не позднее 60 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить Соклакова А.П. протезом бедра с микропроцессорным управлением, с техническими характеристиками, указанными в заключении медико-технической комиссии ООО "Эндолайт Центр" от 13 июля 2022 года, на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида от 22 марта 2021 года, в рамках заявления на обеспечение инвалида техническим средством реабилитации от 7 сентября 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 20 февраля 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участника процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Соклаков А.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию, нуждается в медицинской реабилитации и протезировании, рекомендовано предоставление в качестве технического средства реабилитации протеза "данные изъяты" модульного с внешним источником энергии сроком с 22 марта 2021 года до 1 апреля 2023 года, что следует из ИПРА инвалида N N к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина N N от 22 марта 2021 года.
Согласно заключению медико-технической комиссии от 13 июля 2022 года N 63, выданному ООО "Эндолайт Центр", Соклакову А.П. рекомендован протез "данные изъяты" модульный с микропроцессорным управлением.
7 сентября 2022 года Соклаковым А.П. в пенсионный орган подано заявление о предоставлении государственной услуги по обеспечению его техническим средством реабилитации.
На момент разрешения спора рекомендованным техническим средством реабилитации истец не обеспечен.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что извещение о проведении закупки технического средства (изделия), необходимого истцу в соответствии с имеющимися документами, в единой информационной системе в сфере закупок (информационнотелекоммуникационная сеть "Интернет" по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru) не размещено, медицинских противопоказаний к получению протеза Соклаков А.П. в настоящее время не имеет, потому пришёл к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика как уполномоченный государственный орган обязанности обеспечить инвалида необходимым ему техническим средством реабилитации, установив 60-дневный срок для исполнения ответчиком указанной обязанности со дня вступления решения в законную силу.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с нарушением норм процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Протезирование, как следует из содержания части 2 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктами "а" и "д" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил (абзац четвертый пункта 5 Правил).
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (абзац 6 пункта 5 Правил).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
По выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть пятнадцатая статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине.
Между тем, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, в связи с необеспечением Соклакова А.П. техническим средством реабилитации восстановление его нарушенного права возможно только путем предоставления ему технического средства реабилитации в натуре.
Судами не принято во внимание, что в случае необеспечения Соклакова А.П. по каким-либо причинам техническим средством реабилитации, предусмотренным его индивидуальной программой реабилитации, право Соклакова А.П. на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, а начиная с 16 октября 2023 г. в порядке, предусмотренном приказом Минтруда России от 26 июля 2023 г. N 603н, а также технические средства реабилитации могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидом с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Делая вывод о том, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области нарушило срок предоставления Соклакову А.П. технического средства реабилитации, суды оставили без внимания и надлежащей правовой оценки приводимые ответчиком доводы и представленные в их обоснование доказательства.
Так, в ходе рассмотрения дела Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области приводило доводы о том, что обеспечение граждан, признанных инвалидами техническими средствами реабилитации путем предоставления необходимых изделий организациями, отобранными исполнительными органами Фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
Между тем, суды неправильно истолковали подлежащие применению положения закона, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, в связи с чем не установили юридически значимые обстоятельства для дела, не учли, что выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а потому выводы суда о нарушении Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области права Соклакова А.П. на обеспечение техническим средством реабилитации, восстановление которого возможно только путем возложения на ответчика обязанности обеспечить истца техническим средством реабилитации, не могут быть признаны правомерными.
Также, судами оставлены без внимания доводы ответчика о том, что в 2021 году истцу было выдано уведомление на изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий N12763655, однако Соклаков А.П. изготовленное техническое средство реабилитации на основании заключенного государственного контракта от 3 августа 2021 года N229 не получил, претензий в отношении данного средства не предъявил. В связи с отказом Соклакова А.П. от получения изделия в рамках заключенного государственного контракта, его заявка на обеспечение средствами реабилитации была снята с исполнения. На основании повторного заявления от 7 сентября 2022 года и рекомендаций новой индивидуальной программы реабилитации от 22 марта 2021 года Соклаков А.П. поставлен на учет в Отделении по обеспечению средством реабилитации - протезом бедра модульным с микропроцессорным управлением с 21 сентября 2022 года. Отделением размещались извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, однако заявки на заключения государственного контракта не поступили.
Вместе с тем указанным обстоятельствам и представленным стороной ответчика доказательствам в подтверждение проводимой им работы по обеспечению Соклакова А.П. техническим средством реабилитации не дана надлежащая оценка. Мотивы, по которым суды пришли к выводу о том, что проводимая ответчиком работа по обеспечению Соклакова А.П. техническими средствами реабилитации указывает на бездействие ответчика, в судебных актах не приведены.
Кроме того, судом установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 22 марта 2021 года Соклаков А.П. нуждается в техническом средстве реабилитации - протез "данные изъяты" модульный с внешним источником энергии. Указаний на какие-либо дополнительные функции протеза в индивидуальной программе реабилитации Соклакова А.П. не содержится.
Между тем в заключении медико-технической комиссии ООО "Энлолайт Центр" от 13 июля 2022 года указан протез "данные изъяты" модульный с микропроцессорным управлением с дополнительными функциями.
По смыслу части 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ).
Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В силу приведенных выше норм материального права инвалид подлежит обеспечению средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, может подтверждаться только документом, указанным в статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, а именно - индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований Соклакова А.П. неправильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и в нарушение положений статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания и не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, приняли в качестве допустимого доказательства заключение ООО "Эндолайт Центр", содержащее описание протеза с дополнительными функциями, в связи с чем обязали ответчика обеспечить истца протезом с техническими характеристиками, указанными в заключении медико-технической комиссии ООО "Энлолайт Центр" от 13 июля 2022 года.
С учетом изложенного решение Ленинского районного суда г. Курска от 19 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 20 февраля 2024 года нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Курска от 19 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 20 февраля 2024 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Курска.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.