Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Булатовой Е.Е.
судей Шеховцовой Ю.В, Зотовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1-10552/2023 по исковому заявлению Ахмадхужаевой Фарохат к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области об установлении факта принадлежности трудовой книжки, оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Калужской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 26 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, выслушав представителя Ахмадхужаевой Ф. - Загурскую А.В, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахмадхужаева Ф. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области об установлении факта принадлежности трудовой книжки, оспаривании решения об отказе в установлении пенсии.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 06 октября 2023 года исковые требования Ахмадхужаевой Ф. удовлетворены частично, установлен факт принадлежности Ахмадхужаевой Фарохат трудовой книжки серии N от 06 июня 1983 года; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 26 марта 2024 года решение Калужского районного суда Калужской области от 06 октября 2023 года в части отказа в возложении на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области обязанности включить в страховой стаж истца периоды работы с 03 мая 1983 года по 22 декабря 1989 года в производственном объединении художественных изделий "Дилором" в должности вышивальщицы; с 28 декабря 1989 года по 31 марта 1991 года - в должности воспитателя группы продленного дня, с 01 апреля 1991 года по 30 декабря 2002 года - в средней школе N 5 г.Душанбе в должности учителя начальных классов; с 31 декабря 2002 года по 29 апреля 2005 года - в ООО "Тропикан-Инвест" в должности делопроизводителя; с 01 января 2009 года по 01 января 2011 года - в мебельном магазине "Интерьер" в должности уборщицы и назначении страховой пенсии по старости отменено, в указанной части принято новое решение, возложена на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области обязанность включить указанные выше периоды в страховой стаж Ахмадхужаевой Фарохат и назначить ей страховую пенсию по старости с 01 февраля 2023 года.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 26 марта 2024 года, как незаконного, ввиду допущенных судом нарушений норм материального права.
Представитель Ахмадхужаевой Ф. - Загурская А.В. в судебном заседании возражала относительно доводов кассационной жалобы, полагая судебный акт законным.
Иные лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции по делу.
Как установлено судом, Ахмадхужаева Ф. являлась получателем пенсии по старости на территории Республики Таджикистан. Истец прибыл на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, 21 июня 2022 года ею получен вид на жительство.
11 августа 2022 года Ахмадхужаева Ф. через представителя обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
23 ноября 2022 года ОСФР по Калужской области в адрес компетентного органа Республики Таджикистан был направлен запрос выплатного дела Ахмадхужаевой Ф, а также запрос о подтверждении периодов ее работы и заработной платы. По истечении установленного законодательством срока для предоставления соответствующих документов для назначения пенсии ответы на указанные запросы не поступили, ввиду чего пенсионным органом было вынесено решение от 11 ноября 2022 года о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии.
29 декабря 2022 года Ахмадхужаевой Ф. выдан паспорт Российской Федерации. Место регистрации указано: Московская область, г. Чехов, ул. Дубки д. 13А.
23 января 2023 года из компетентного органа Республики Таджикистан поступил ответ на запрос N 10, согласно которому Ахмадхужаева Ф. получала пенсию по старости в Республике Таджикистан до 31 января 2023 года.
23 января 2023 года ОСФР по Калужской области принято решение о восстановлении срока рассмотрения заявления об установлении пенсии с 23 января 2023 года в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления установления пенсий ОСФР по Калужской области от 03 февраля 2023 года N 108643/22 Ахмадхужаевой Ф. отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием правовых оснований для пенсионного обеспечения по законодательству Российской Федерации в соответствии с Договором от 15 сентября 2021 между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.
Разрешая спор в части отказа Ахмадхужаевой Ф. в иске об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года, исходил из того, что право на назначение страховой пенсии по старости по заявлению от 11 августа 2022 года у истца отсутствует, поскольку вся ее трудовая деятельность протекала на территории Республики Таджикистан. Кроме того, на момент обращения и вынесения решения Ахмадхужаева Ф. являлась получателем пенсии на территории Республики Таджикистан (выплата пенсии на территории Республики Таджикистан прекращена с 01 февраля 2023 года; у истца отсутствует 12 месяцев страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации и (или) РСФСР, в связи с чем, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом Договора от 15 сентября 2021 года, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, право на установление страховой пенсии по старости у истца отсутствует.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года, вступивший в законную силу на территории Российской Федерации с 21 октября 2022 года, не предусматривает распространение положений указанного Договора на ранее возникшие отношения сторон до его ратификации на территории Российской Федерации. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года ввиду вступления его в законную силу на территории Российской Федерации с 21 октября 2022 года к спорным отношениям, возникшим до вступления его в законную силу, не применяется, поскольку истец обратилась в пенсионный орган и приобрела стаж, необходимый для права на пенсию, до вступления в силу указанного Договора. В данном случае подлежало применению Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, действие которого прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 01 января 2023 года.
Руководствуясь статьями 2, 4, 8, 11, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о включении в страховой стаж истца для назначения пенсии периодов работы на территории Республики Таджикистан с 03 мая 1983 года по 22 декабря 1989 года в производственном объединении художественных изделий "Дилором", с 28 декабря 1989 года по 30 декабря 2002 года в средней школе N 5 г. Душанбе, с 31 декабря 2002 года по 29 апреля 2005 года в ООО "Тропикан-Инвест", с 01 января 2009 года по 01 января 2011 года в мебельном магазине "Интерьер", подтвержденных записями в трудовой книжке и возложения на ответчика обязанности назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 февраля 2023 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 года.
Таким образом, в силу Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, при этом для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Между тем, в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан Соглашение от 13 марта 1992 года прекратило свое действие с 21 октября 2022 года, в связи с вступлением в силу Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 15 сентября 2021 года (далее - Договор от 15 сентября 2021 года), ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 242-ФЗ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" (статья 21 Договора от 15 сентября 2021 года).
Согласно статье 9 Договора от 15 сентября 2021 года каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором (пункт 1).
При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:
в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;
в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики (пункт 2).
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию (пункт 3).
Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж (пункт 4).
Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию (пункт 8).
Согласно статье 11 Договора от 15 сентября 2021 года, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Договора от 15 сентября 2021 года, пенсии, установленные до вступления в силу Договора от 15 сентября 2021 года, сохраняются и не пересматриваются с учетом положений настоящего Договора, за исключением социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации и случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
При этом в силу пункта 3 статьи 5 Договора от 15 сентября 2021 года при переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия, включая выплаты, устанавливаемые к пенсии, и повышения, с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.
Таким образом, в силу условий Договора от 15 сентября 2021 года при определении права на пенсию по законодательству Российской Федерации подлежит учету страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию.
При переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что Договор от 15 сентября 2021 года не предусматривает распространение его положений на ранее возникшие отношения сторон до его ратификации на территории Российской Федерации; Договор от 15 сентября 2021 года не подлежит применению, поскольку истец обратилась в пенсионный орган и приобрела стаж, необходимый для права на пенсию, до вступления в силу данного Договора; к спорным правоотношениям подлежит применению Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, действие которого прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 01 января 2023 года, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что в силу статьи 21 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан Соглашение от 13 марта 1992 года прекратило свое действие со вступлением в силу указанного Договора и пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территориях Российской Федерации и Республики Таджикистан, с 21 октября 2022 года осуществляется с применением норм Договора от 15 сентября 2021 года. В Договоре от 15 сентября 2021 года отсутствуют положения о том, что за стаж работы, приобретенный до вступления в силу настоящего Договора, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года.
Поскольку Ахмадхужаева Ф. являлась получателем пенсии на территории Республики Таджикистан по 31.01.2023 года и ее право о назначении пенсии на территории Российской Федерации до указанной даты, несмотря на подачу заявления о назначении пенсии (11 августа 2022 года) не могло быть рассмотрено и реализовано ответчиком, то есть фактически обращение было после того как Соглашение от 13 марта 1992 прекратило свое действие и вопросы сотрудничества в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан стали регулироваться Договором от 15 сентября 2021 года, то к спорным правоотношениям подлежат применению нормы именно данного Договора.
Суд апелляционной инстанции также не учел, что право на пенсию у Ахмадхужаевой Ф. по нормам Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствовало.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения Т. с заявлением о назначении пенсии 16 ноября 2022 года), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (часть 1 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
С 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 указанной статьи Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Установив, что Ахмадхужаева Ф. прибыла в Российскую Федерацию из Республики Таджикистан, вся ее трудовая деятельность протекала на территории Республики Таджикистан, страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, отсутствует, суд первой инстанции, правильно применив к данному спору Договор от 15 сентября 2021 года, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о включении периодов в страховой стаж и назначении пенсии.
Суд апелляционной инстанции в результате неправильного толкования норм материального права пришел к ошибочному выводу о включении спорных периодов в страховой стаж и назначении страховой пенсии.
Поскольку обстоятельства по делу установлены полно и правильно, нормы материального и процессуального права судом первой инстанции применены верно, судом апелляционной инстанции допущено неправильное толкование норм материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 26 марта 2024 года и оставить в силе решение Калужского районного суда Калужской области от 06 октября 2023 года.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 26 марта 2024 года отменить.
Оставить в силе решение Калужского районного суда Калужской области от 06 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.