Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., рассмотрев жалобу главы Асбестовского городского округа Тихоновой Н.Р. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Асбестовского судебного района Свердловской области от 2 ноября 2023 года, решение судьи Асбестовского городского суда Свердловской области от 29 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Асбестовского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Асбестовского судебного района Свердловской области от 2 ноября 2023 года (N 5-412/2023), оставленным без изменения решением судьи Асбестовского городского суда Свердловской области от 29 ноября 2023 года (N 12-72/2023), администрация Асбестовского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, глава Асбестовского городского округа Тихонова Н.Р. просит судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 24 июня 2024 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Исходя из положений статьи 1 указанного Федерального закона под мероприятиями по гражданской обороне понимается организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В силу пункта 1.2 указанных Правил, ее требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения N 10 врио начальника ОНДиПР Асбестовского ГО, Малышевского ГО, ГО Рефтинский УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области Балабанова М.С. от 17 августа 2023 года проведена внеплановая выездная проверка администрации Асбестовского городского округа. Выездная проверка была проведена по адресам (местоположению): Свердловская область, г. Асбест, ул. Осипенко, 32 (ЗС ГО N 340018-66); г. Асбест, ул. Уральская, 81А (ЗС ГО N 340101-66); г. Асбест, ул. Уральская, 85А (ЗС ГО N 340102-66); г. Асбест, ул. Садовая, 20А (ЗС ГО N 340103-66); г. Асбест, п. Белокаменный, ул. Советская, 14 (ЗС ГО N 340109-66).
По результатам выездной проверки составлен акт от 31 августа 2023 года, в котором отражены выявленные нарушения требований гражданской обороны к защитным сооружениям, а именно:
1) ЗС ГО N 340018-66 по адресу: г. Асбест ул. Осипенко д. 32
- не поддерживается в состоянии готовности к приему укрываемых. Не обеспечена сохранность: защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации всего сооружения, инженернотехнического оборудования, в нарушение пункта 3.2.1 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 "Об утверждении и введение в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583);
- не проводится окраска помещений ЗС ГО, в нарушение пункта 5.2.3. Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержатся в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению, в нарушение пункта 3.2.11 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны организации к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, в нарушение пунктов 1.7, 1.8 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не осуществляются содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, в нарушение пункта 3.2.12 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность";
- в ЗС ГО допущено устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях, в нарушение пункта 3.2.2. Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, 2) ЗС ГО N 340101-66624261 по адресу: г. Асбест, ул. Уральская, 81 литер А:
- не поддерживается в состоянии готовности к приему укрываемых. Нe обеспечена сохранность: защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации всего сооружения, инженерно-технического оборудования, в нарушение пункта 3.2.1 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не проводится окраска помещений ЗС ГО, в нарушение пункта 5.2.3. Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержатся в неисправном состоянии и не готово к использованию но назначению, в нарушение пункта 3.2.11 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны организации к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, в нарушение пунктов 1.7, 1.8 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не осуществляются содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, в нарушение пункта 3.2.12 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность";
- в ЗС ГО допущено устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях, в нарушение пункта 3.2.2. Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
3) ЗС ГО N 340102-66 по адресу: г. Асбест, ул. Уральская, 85 литер А:
- не поддерживается в состоянии готовности к приему укрываемых. Не обеспечена сохранность: защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации всего сооружения, инженерно-технического оборудования, в нарушение пункта 3.2.1 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- помещения ЗС ГО подтоплены, в нарушение пункта 3.2.7 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не проводится окраска помещений ЗС ГО, в нарушение пункта 5.2.3. Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержатся в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению, в нарушение пункта 3.2.11 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не организованы и не спланированы мероприятия по сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны организации к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего оборудования, в нарушение пунктов 1.7, 1.8 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не осуществляются содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, в нарушение пункта 3.2.12 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность";
- в ЗС ГО допущено устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях, в нарушение пункта 3.2.2. Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
4) ЗС ГО N 340103-66, по адресу: г. Асбест, ул. Садовая, 20 литер А:
- не поддерживается в состоянии готовности к приему укрываемых. Не обеспечена сохранность: защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации всего сооружения, инженерно-технического оборудования, в нарушение пункта 3.2.1 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не проводится окраска помещений ЗС ГО, в нарушение пункта 5.2.3. Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению, в нарушение пункта 3.2.11 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны организации к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, в нарушение пунктов 1.7, 1.8 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не осуществляются содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, в нарушение пункта 3.2.12 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность";
- в ЗС ГО допущено устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях, в нарушение пункта 3.2.2. Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
5) ЗС ГО N 340109-66 по адресу: г. Асбест, п. Белокаменный, ул. Советская, 14:
- не поддерживается в состоянии к приему укрываемых. Не обеспечена сохранность: защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации всего сооружения, инженерно-технического оборудования, в нарушение пункта 3.2.1 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не проводится окраска помещений ЗС ГО, в нарушение пункта 5.2.3. Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержатся в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению, в нарушение пункта 3.2.11 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны организации к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, в нарушение пунктов 1.7, 1.8 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583;
- не осуществляются содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, в нарушение пунктов 3.2.12 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность";
- в ЗС ГО допущено устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях, в нарушение пункта 3.2.2. Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации Асбестовского городского округа протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.7 КоАП РФ.
Факт совершения администрацией Асбестовского городского округа административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым при рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобе на постановление дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности судьи при рассмотрении дела и жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности администрации в совершении административного правонарушения.
Доводы о том, что администрация Асбестовского городского округа является ненадлежащим субъектом правонарушения, были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены. Отклоняя данные доводы, нижестоящие судебные инстанции обоснованно приняли во внимание положения закона, Устава Асбестовского городского округа о том, что организация и осуществление мероприятий гражданской обороны, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны, относятся к вопросам местного значения городского округа, полномочным органом по решению которых является именно администрация городского округа.
Вопреки доводам жалобы, поскольку защитные сооружения гражданской обороны переданы в собственность Асбестовскому городскому округу, то решение вопросов гражданской обороны находится в ее ведении, а также соблюдение правил эксплуатации, содержания объектов гражданской обороны.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае требования, предъявляемые к эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, администрацией Асбестовского городского округа не соблюдены, объективных сведений, указывающих, что администрацией предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, вопреки доводам жалобы, в материалах дела не имеется.
Доводы о том, что ремонт и эксплуатация имущества муниципальной казны осуществляются отделом по управлению муниципальным имуществом администрации за счет средств, выделенных ему в соответствии с утвержденной сметой расходов, об обстоятельствах того, что защитное сооружение передано в муниципальную собственность только в 2023 году, то есть в период, когда бюджет уже принят, основанием к отмене принятых по делу судебных актов не являются, поскольку не указывают на принятие каких-либо мер, которые могли бы привести к соблюдению требований гражданской обороны (и исключить наличие выявленных нарушений) в области переданного в муниципальную собственность ЗС ГО.
При таких обстоятельствах нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. О составлении протокола об административном правонарушении администрация Асбестовского городского округа была извещена надлежащим образом, при составлении протокола представитель юридического лица не участвовал. Копия протокола вручена в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы мирового судьи относительно доказанности вины администрации, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.7 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения, а также при отсутствии отягчающих и смягчающих обстоятельств, является обоснованным и справедливым, отвечающим цели административного наказания.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследованы представленные в материалы дела доказательства, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Асбестовского судебного района Свердловской области от 2 ноября 2023 года, решение судьи Асбестовского городского суда Свердловской области от 29 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Асбестовского городского округа, оставить без изменения, жалобу главы Асбестовского городского округа Тихоновой Н.Р. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции О.А. Кокоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения администрации к ответственности за неисполнение требований по эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, установив наличие нарушений, подтвержденных актами проверки. Жалоба на отмену судебных актов отклонена, поскольку администрация не предприняла необходимых мер для соблюдения правил, что подтверждает ее виновность в совершении административного правонарушения.