Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилкина А.Л., рассмотрев жалобу Кенжаева Убайдулло Кенжабоевича на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 14 декабря 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кенжаева Убайдулло Кенжабоевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 14 декабря 2022 года Кенжаев У.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Челябинской области.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кенжаев У.К. просит постановление отменить либо изменить путем исключения из него указания на назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, заменив на административный штраф в соответствии с частью 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу требований части 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Обязанность иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, встать на миграционный учет по месту пребывания (проживания) по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением установленных законом случаев, установлена пунктом 2 части 2 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из пункта 1 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе вопрос о назначении времени и места рассмотрения дела, который отражается в определении судьи.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания является документом, который выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в числе прочего, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
Из материалов дела следует, что 13 декабря 2022 года старшим инспектором отделения по работе с ИГ и ЛБГ отдела по вопросам миграции отдела полиции "Ленинский" УМВД России по г. Челябинску составлен протокол об административной правонарушении N 42222121 в отношении гражданина Республики "данные изъяты" Кенжаева У.К, согласно которому 13 декабря 2022 года в 20 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, ул. Новороссийская, д. 79, каб. 3, был выявлен гражданин Республики "данные изъяты" Кенжаев У.К, прибывший в Российскую Федерацию 08 февраля 2022 года, пребывает с 24 ноября 2022 года по настоящее время с нарушениями правил миграционного учета, выразившееся в отсутствии постановки на миграционный учет по месту пребывания, чем нарушил пункты 1, 2 статьи 20, пункт 1 части 2 статьи 22 Федерального Закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кенжаева У.К. направлен начальником ОВМ ОП Ленинский УМВД России по г. Челябинску на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Челябинска.
Судья Ленинского районного суда г. Челябинска, получив материалы дела, 14 декабря 2022 года вынес определение о назначении к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении Кенжаева У.К. по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из содержания постановления судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 14 декабря 2022 года судья рассматрел дело и привлек Кенжаева У.К. к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав о нарушении им пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Вместе с тем, согласно протоколу об административном правонарушении названному лицу вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и нарушение требований Федерального Закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Таким образом, давая оценку деянию Кенжаева У.К, которое квалифицировано должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, на основании положений части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда принял к своему рассмотрению и фактически рассмотрел дело в отношении данного лица применительно к иной норме данного Кодекса - части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, при рассмотрении 14 декабря 2022 года данного дела в отношении Кенжаева У.К. судьей районного суда не были выполнены требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом, выяснении наличия события административного правонарушения; лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В рассматриваемом случае судьей Ленинского районного суда г. Челябинска при вынесении постановления от 14 декабря 2022 года допущены существенные процессуальные нарушения, поэтому вынесенный им судебный акт не может быть признан законным и подлежит отмене.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьей районного суда ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.
На основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы срок давности привлечения Кенжаева У.К. к административной ответственности истек, возобновление производства и направления дела на новое рассмотрение недопустимо, то производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 14 декабря 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кенжаева Убайдулло Кенжабоевича отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции А.Л. Данилкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения, что привело к незаконному привлечению к ответственности. В связи с истечением срока давности производства дело было прекращено, а постановление о наказании отменено.