Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А.
судей Сапрыгиной М.В, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" на решение Кировского районного суда города Екатеринбург от 03 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 09 ноября 2023 года по делу N 2а-3940/2023 по административному исковому заявлению региональной общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" к Департаменту по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области о признании приказа Департамента от 23 марта 2023 года N117 "О регулировании численности охотничьих ресурсов" незаконным.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения представителя РОО "Союз" охотников и рыболовов Свердловской области Гурина И.Е. и представителя Гаращенко Е.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области Бабаевой Н.Е, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
23 марта 2023 года Департаментом по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области (Департамент) издан приказ N 117 "О регулировании численности охотничьих ресурсов", в приложении к которому указаны охотничьи угодья, закрепленные охотхозяйственными соглашениями за Региональной общественной организацией "Союз охотников и рыболовов Свердловской области", количество кабанов, предполагаемых к добыче 858 особей, а также срок проведения мероприятия по регулированию численности охотничьих ресурсов с 28 марта 2023 года по 01 мая 2023 года.
28 марта 2023 года Департаментом в адрес Региональной общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области (РОО "Союз охотников и рыболовов") направлено письмо N 22-01-82/1002 о необходимости исполнить приказ N 117 и предоставить информацию о регулировании численности охотничьих ресурсов по форме 5.2 (РЧ) "Документированная информация о регулировании численности охотничьих ресурсов".
В связи с невыполнением мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов Департаментом 23 мая 2023 года в отношении РОО "Союз охотников и рыболовов" вынесено предостережение N 5-ох о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
РОО "Союз охотников и рыболовов" (с учетом уточнений) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании приказа и приложения к приказу от 23 марта 2023 года N 117, незаконным, а также незаконным предостережение N5-ох.
В обоснование административного искового заявления указано, что поводом для принятия оспариваемого приказа послужила, по мнению административного истца, угроза нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания, однако доказательств в подтверждение этого факта не приведено; в оспариваемом приказе отсутствуют правовые нормы, послужившие основанием для его принятия. Департаментом не представлены положительные заключения научных организаций, а также согласования со специально уполномоченными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов в подтверждение необходимости регулировании численности объектов охоты, к которым отнесен кабан.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 03 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 09 ноября 2023 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Региональная общественная организация "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" просит об отмене решения суда, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов кассационной жалобы Департаментом по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области представлены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения и апелляционного определения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении дела такого рода нарушений действующего законодательства судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что поводом для издания Департаментом оспариваемого приказа N117 явилось исполнение требований федерального законодательства относительно проведения мероприятий по снижению плотности дикого кабана на территории Свердловской области в целях исключить возникновение угрозы нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания (обеспечить ветеринарную безопасность).
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, исходил из того, что административный истец (охотпользователь) в процессе организации и проведения мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов (кабана) в границах закрепленных охотничьих угодий в период с 28 марта 2023 года по 01 мая 2023 года включительно не обеспечил отстрел кабана в количестве, определенном приказом от 23 марта 2023 года N 117, из 858 особей добыто 96. Оспариваемый приказ N 117 вынесен Департаментом в пределах нормативно представленных полномочий, при наличии причин, вызвавших необходимость его принятия, подписан уполномоченным должностным лицом, по форме и содержанию соответствует предъявляемым приказом Минприроды России от 13 января 2011 года N 1 требованиям. Предостережение также вынесено в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к форме, основаниям и порядку принятия. Давая оценку действиям административного ответчика по подготовке письма от 28 марта 2023 года N 22-01-82/1002 и направлению его в адрес административного истца, суд пришёл к выводу об их правомерности.
Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения судебного акта не усмотрел.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, постановленными в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, а также фактическими обстоятельствами дела.
Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира (абзац 1);
объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, определяются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Закона (абзац 3);
порядок регулирования численности объектов животного мира определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания (абзац 4).
Постановлением Правительства Свердловской области от 03 марта 2008 года N 157-ПП уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биоресурсов на территории Свердловской области, а также специально уполномоченным государственным органом по охране, федеральному государственному контролю (надзору) и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания определен Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области.
В силу подпункта 13 пункта 11 Положения о Департаменте по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 03 марта 2008 года N 157-ПП, Департамент осуществляет на территории Свердловской области регулирование численности охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
В соответствии с пунктом 12 указанного Положения Департамент издает правовые акты (приказы) по вопросам, входящим в его компетенцию.
Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Федеральным закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов осуществляется при проведении мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, указанных в статье 48 настоящего Закона, в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов. Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
В силу статьи 48 указанного Закона регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания.
Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32-34 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В таких решениях содержатся сведения о видах, поле, возрасте охотничьих ресурсов, численность которых регулируется, сроках и способах такого регулирования, об орудиях охоты, применяемых при регулировании численности охотничьих ресурсов.
Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В целях реализации статей 16, 48, пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ приказом Минприроды России от 13 января 2011 года N 1 утвержден Порядок принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов (Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка решение о регулировании численности принимается органами государственной власти:
- на особо охраняемых природных территориях федерального значения - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
- в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Порядка уполномоченные органы анализируют поступающие данные, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, и в случае превышения показателей максимальной численности охотничьих ресурсов, угрозы нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания в течение тридцати календарных дней принимают решение о регулировании численности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2022 года N 3789-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию системы ветеринарной безопасности Российской Федерации" рекомендовано обеспечить снижение численности и миграционной активности диких кабанов в текущий сезон охоты до показателя плотности популяции не более 0, 25 особи на 1000 гектаров в пределах муниципального района на территориях Свердловской области, включая особо охраняемые природные территории регионального значения, и поддерживать указанную плотность популяции.
Судом установлено, что в ходе государственного мониторинга выявлено превышение максимальной численности особей кабанов на 1000 га охотничьих угодий на территории Свердловской области и, как следствие, возникновение угрозы нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания, в связи с чем в целях исполнения требований распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2022 года N 3789-р, для поддержания установленной численности охотничьих ресурсов, а также предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания, Департаментом издан приказ от 23 марта 2023 года N 117 "О регулировании численности охотничьих ресурсов".
Таким образом, с учётом установленных обстоятельств, приведённых правовых положений, в том числе постановления Правительства Свердловской области от 03 марта 2008 года N 157-ПП, Положения о Департаменте по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 03 марта 2008 года N 157-ПП, суд первой инстанции правомерно установил, что оспариваемый приказ принят Департаментом в пределах его полномочий.
Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие в настоящее время на территории Свердловской области правовых оснований для издания оспариваемого приказа и сокращения численности кабана путем проведения мероприятий по его регулированию, отклоняется.
В ходе судебного рассмотрения дела, представителем Департамента отмечено, что проведение мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов, подлежащих добыче дикого кабана на закрепленных охотничьих угодьях, зависит от показателей, представляемых Департаменту самим РОО "Союз охотников и рыболовов Свердловской области".
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемый приказ является заведомо неисполнимым, поскольку для проведения мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов административным ответчиком установлен ограниченный срок, отклоняются, поскольку установленный в приказе срок действующему законодательству не противоречит.
Ссылка РОО "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" в жалобе на пункт 9 Порядка принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его формы, утвержденного приказом Минприроды России от 13 января 2011 года N 1, отклоняется, так как в данном пункте установлены максимальные сроки для регулирования численности охотничьих ресурсов.
Доводы жалобы административного истца о необходимости принятия решения о регулировании численности объектов животного мира с учетом заключений научных организаций, осуществляющих деятельность в области охраны и использования животного мира и среды его обитания, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов, в соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона "О животном мире" и пункта 6 приказа Минсельхоза России от 20 января 2009 года N 23 также подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании и применении норм права.
Доводы кассационной жалобы о том, что показатель максимальной численности кабана, установленный указом Губернатора Свердловской области от 8 февраля 2023 года N 41-УГ, не превышен, следовательно, численность кабана на территории Свердловской области объективно не угрожает нанесению ущерба объектам животного мира и среде их обитания, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка. Они обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях.
С учётом установленных обстоятельств, приведенных правовых положений, а также Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", подпункта 10 пункта 11, подпункта 9 пункта 12 Положения о Департаменте по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 03 марта 2008 года N 157-ПП, доводы жалобы о незаконности вынесенного административным ответчиком предостережения от 23 мая 2023 года N 5-ох являются необоснованными.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке являться не может.
Обстоятельств, указывающих на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, не усматривается.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 03 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 09 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 19 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.