Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Ладейщиковой М.В, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мальцева Сергея Михайловича на решение Уватского районного суда Тюменской области от 10 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 23 октября 2023 года по делу N 2а-86/2023 по административному исковому заявлению прокурора Уватского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Мальцеву Сергею Михайловичу о прекращении действия специального права на управление транспортными средствами.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты оставить без изменения, пояснения Мальцева С.М, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Уватского района Тюменской области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Мальцеву С.М. о прекращении действия специального права на управление транспортными средствами.
В обоснование административного иска указано, что Мальцеву С.М. выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "В, С, Д" действительное до 19 октября 2027 года, также выдано удостоверение тракториста-машиниста от 13 ноября 2017 года, действительное до 13 ноября 2027 года. С 2021 года Мальцев С.М. состоит на учете у врача-психиатра-нарколога ГБУЗ ТО "Областная больница N 20" с диагнозом "данные изъяты" Имея водительское удостоверение и управляя транспортным средством, то есть источником повышенной опасности, Мальцев С.М. представляет угрозу для безопасности движения на дорогах России для других участников дорожного движения.
Согласно Перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (в том числе расстройства с кодом Международной классификации болезней- "данные изъяты"), относятся к медицинским противопоказаниям к управлению транспортными средствами.
Решением Уватского районного суда Тюменской области от 10 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 23 октября 2023 года, административный иск прокурора удовлетворен.
В кассационной жалобе Мальцев С.М. ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, ссылаясь на то, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, что лечащий врач не предупреждал о постановке его в 2021 году на диспансерный учет на срок три года; врачебная комиссия по этому факту коллегиального решения не принимала, клинические и лабораторные исследования не проводились, в результате диагноз был поставлен с нарушением стандартов инструкции "Клинические рекомендации по диагностике и лечению "данные изъяты"", утвержденной в 2019 году.
На кассационную жалобу Мальцева С.М. поданы возражения от прокуратуры Тюменской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о рассмотрении дела кассационным судом общей юрисдикции извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
В удовлетворении ходатайства Мальцева С.М. о приобщении к материалам дела аудиозаписи, приложенной к кассационной жалобе, судебной коллегией по административным делам кассационного суда общей юрисдикции отказано на основании части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Трошкину А.В, полагавшую судебные акты оставить без изменения, административного ответчика Мальцева С.М, настаивавшего на доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Пунктом 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета ССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Федеральный закон N 196-ФЗ) его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона N 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2014 года N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством" утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно которым водители автомобилей, которые имеют психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, допускаются к управлению транспортным средством после прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) ("данные изъяты" "данные изъяты").
"данные изъяты"
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона N 196-ФЗ и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Из содержания приказа Министерства здравоохранения России от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ", следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Судами установлено и подтверждается материалами административного дела, что Мальцеву С.М. выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "В, С, Д" действительное до 19 октября 2027 года, также выдано удостоверение тракториста-машиниста от 13 ноября 2017 года, действительное до 13 ноября 2027 года.
Согласно справке, выданной акционерным обществом "Ямальская железнодорожная компания", Мальцев С.М. работает в должности машиниста тепловоза локомотивного депо Коротчаево вахтовым методом.
По сведениям ГБУЗ ТО "Областная больница N 20" (с. Уват) Мальцев С.М. с 2021 года состоит на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога с диагнозом "данные изъяты"
Согласно выписке ГБУЗ ТО "Областная больница N 20" (с. Уват) (амбулаторная карта) Мальцеву С.М. установлен диагноз: "данные изъяты"; диагноз выставлен НО ТФ ГБУЗ ТО "ОКПБ" (филиал N 2) г. Тобольск, где Мальцев С.М. находился на стационарном лечении в период с 25 ноября 2020 года по 04 декабря 2020 года с указанным диагнозом. Из указанных сведений следует, что Мальцев С.М. подлежит диспансерному наблюдению у врача-психиатра-нарколога, срок 3 года.
Из заключения врача-судебно-психиатрического эксперта (комиссии экспертов) от 29 мая 2023 года N 1335 следует, что Мальцев С.М. обнаруживает признаки психического расстройства в форме "данные изъяты"
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 17, 55 Конституции Российской Федерации, статей 5, 23, 23.1, 24, 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что диспансерный учет административного ответчика по поводу имеющегося у него заболевания в отсутствие подтвержденных сведений о стойкой ремиссии исключает для последнего возможность его допуска к управлению транспортными средствами по причине наличия медицинских противопоказаний.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, постановленными в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, а также фактическими обстоятельствами дела.
Удовлетворяя административный иск, суды правильно истолковали и применили положения действующего в настоящее время законодательства, регулирующего спорное правоотношение, обоснованно признав административный иск прокурора подлежащим удовлетворению, поскольку обстоятельства, на которых он был основан, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Доводы Мальцева С.М. о снятии его с учета 01.07.2024 в связи с установленным диагнозом "данные изъяты" не свидетельствует о необоснованности судебных актов, поскольку до указанной даты Мальцев С.М. имел медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами. На дату вынесения судебного решения (10 июля 2023 года) доказательств снятия Мальцева С.М. с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровление), как предусмотрено действующим законодательством, в материалы дела представлено не было.
Доводы кассационной жалобы о неосведомленности административного ответчика о постановке на учет, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку не извещение лица о постановке его на диспансерный учет не влечет признание незаконной самой постановки на такой учет, которая производится при установлении диагноза. Кроме того, диагноз был установлен Мальцеву С.М. медицинской организацией.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на законность судебных постановлений.
Обстоятельств, указывающих на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, не усматривается.
Изложенное Мальцевым С.М. в просительной части кассационной жалобы требование о проведении служебного разбирательства в отношении врача психиатра-нарколога ГБУЗ ТО "Областная больница N 20" (с. Уват) "данные изъяты" в силу действующего законодательства в полномочия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уватского районного суда Тюменской области от 10 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 23 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мальцева Сергея Михайловича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.