Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Хорошевской М.В, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Запащикова Сергея Павловича на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2024 года по административному делу N2а-3688/2023 по административному исковому заявлению Запащикова Сергея Павловича к Военному комиссариату г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, призывной комиссии МО г. Новый Уренгой о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Хорошевской М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Запащиков С.П, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения призывной комиссии, оформленной протоколом от 31 октября 2018 года, поставлен на воинский учет в Военном комиссариате Калининского и Центрального АО г. Тюмень, с 17 июля 2023 года поставлен на воинский учет в Военном комиссариате г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением призывной комиссии Запащикову С.П. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 31 августа 2023 года на период обучения в ФГАОУ ВО " "данные изъяты"" по очной форме обучения по специальности "Социология", зачисленного на основании приказа от 17 августа 2021 года.
В соответствии с выпиской из приказа ФГАОУ ВО " "данные изъяты" N от 27 февраля 2023 года Запащикову С.П. предоставлен академический отпуск по семейным обстоятельствам на период с 27 февраля 2023 года по 07 февраля 2024 года.
Согласно справке ФГАОУ ВО " "данные изъяты"" от 17 ноября 2023 года предполагаемая дата окончания обучения Запащикова С.П. 31 августа 2024 года.
Административному истцу вручены повестки о явке в военный комиссариат 10 октября 2023 года, 24 октября 2023 года для прохождения призывной комиссии.
24 октября 2023 года истцу вручена повестка о явке в военный комиссариат 14 ноября 2023 года для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу (первоначальной постановкой на воинский учет), выдано направление к кардиологу.
Полагая свои права нарушенными, Запащиков С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Военного комиссариата г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа по проведению в отношении него мероприятий по призыву на военную службу и возложении обязанности прекратить их, указав, что пребывание в академическом отпуске сохраняет предоставленное ранее право на отсрочку от призыва на военную службу.
Решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2024 года, в удовлетворении требований Запащикова С.П. отказано.
В поданной 19 июня 2024 года кассационной жалобе Запащиков С.П. просит постановленные судебные акты отменить, как незаконные, принять новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на ошибочные выводы судебных инстанций об отсутствии нарушения его прав фактом вызова в военкомат, поскольку такие действия нельзя признать законными при наличии у административного истца права на отсрочку.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, судебная коллегия полагает, что нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действия (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Часть 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации гласит о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно пункту 1 статьи 26 названного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Пунктом 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Суды обеих инстанций, разрешая заявленный спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в дело доказательства, исходя из того, что действующее законодательство позволяет военному комиссару отслеживать наличие или отсутствие оснований для отсрочки от призыва на военную службу, какого-либо решения призывной комиссией в отношении Запащикова С.П. не принималось, пришли к заключению о том, что сам факт вызова административного истца в военный комиссариат г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа его прав не нарушает, в связи с чем отказали в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия кассационного суда выводы судов первой и апелляционной инстанций находит верным, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, судами учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N 1609, военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации, в том числе, в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение о призыве) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
Согласно данному Положению призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (пункт 2).
Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения (пункт 3).
Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) по форме согласно приложению N 1 (пункт 6).
Согласно приложению N 1 повестка является документом, которым призывники вызываются в военный комиссариат субъекта Российской Федерации, военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для уточнения вопросов воинского учета (учетных данных гражданина) и проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва граждан на военную службу.
Судами нижестоящих инстанций правомерно отмечено, что все юридически значимыми решения по вопросу призыва граждан на военную службу, в том числе по вопросу предоставления или сохранения отсрочки от призыва, принимаются только призывной комиссией, а организация работы призывной комиссии с целью осуществления ее деятельности возложена на соответствующий военный комиссариат и на военного комиссара, при этом оповещение призывников о явке на заседание призывной комиссии осуществляется повестками, которые подписываются военным комиссаром.
Решений призывной комиссии об отказе в предоставлении (продлении) отсрочки от призыва либо о призыве на военную службу в отношении административного истца материалы дела не содержат, на военную службу в настоящее время Запащиков С.П. призван не был, в связи с чем, вопреки доводам кассационной жалобы, вызов заявителя повестками в военный комиссариат на указанные в административном иске даты его права не нарушает.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к их отмене и (или) изменению, в связи с чем кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Запащикова Сергея Павловича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.